"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяИнтересноеМеждународный смотр ЖД техники

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ

  АВОТИН А.Я.,
канд. технических наук, ВНИИ вагоностроения

  Летом прошлого года (1977 года - авт.сайта) подмосковная станция Щербинка украсилась флагами двадцати государств - участников международной выставки "Железнодорожный транспорт - 77", представивших новейшую железнодорожную технику. Локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, путевые машины, оборудование и аппаратура для нужд производства и эксплуатации сложного железнодорожного хозяйства вызвали живой интерес не только специалистов, но и широких масс потребителей и, безусловно, дизайнеров, работающих в соответствующих отраслях промышленности. Прежде всего это касалось локомотивов и вагонов, поскольку увидеть такое количество зарубежных образцов этой техники можно только на международных выставках.
  За шесть лет, прошедших после первой аналогичной выставки, позиции дизайна в транспортном машиностроении укрепились, что отразилось в целом ряде новых решений, среди которых есть и интересные и не совсем удачные.
  Рассмотрим это на примере пассажирских вагонов.

  На выставке экспонировалось 12 моделей пассажирских вагонов и моторвагонных поездов, представленных 4 странами: СССР, ГДР, ПНР и Финляндией.
  Все вагоны имеют стальные кузова с гладкой или гофрированной обшивкой. Гладкая обшивка, принятая за рубежом, выглядит в целом хорошо, но для этого необходима тепловая правка с точечным нагревом листа (в отличии от принятого в СССР ударного способа правки). Заслуживают внимания и другие конструктивные решения, способствующие снижению деформаций и лучшему внешнему виду кузовов.

Рис.1.Внешний вид вагона Z2

Рис.3.Купе первого класса вагона Z2   1. Вагон Z2 производства ГДР с местами для сидения первого и второю класса. Предназначен в основном для дневных перевозок
  3. Купе первого класса вагона Z2. Кресла могут выдвигаться и раскладываться, превращаясь в общее ложе на 3 человека

  Наружная окраска вагонов довольно разнообразна. Лучшее цветовое решение у вагона Z2 производства ГДР, отличающегося и наименьшей волнистостью обшивки (рис. 1). К тому же серебристо-алюминиемый цвет подоконного пояса имеет полуматовую фактуру, хорошо скрывающую неровности.
  Внутреннее оборудование представленных вагонов также разнообразно и, на наш взгляд, заслуживает подробного разбора.

  Интересны некоторые конструктивные решения, примененные в упоминавшемся вагоне Z2. Купе этого вагона показано на рис. 3. Здесь окна оборудованы двойными герметичными стеклопакетами в стеклопластиковых рамах и имеют оригинальную патентованную конструкцию опускающейся форточки. Форточка, занимающая верхнюю часть окна (чуть меньше половины), перемещается вручную (предусмотрен удобный поручень) по искривленным пазам в боковых кромках рамы, благодаря которым она сначала выходит из уплотнения внутрь вагона, а затем движется вниз параллельно неподвижному нижнему стеклопакету. Такая конструкция, не требующая специальных карманов в стене вагона для размещения подвижкой рамы, может представлять интерес с точки зрения сохранения жесткости кузова при увеличенных оконных проемах.

  Сходное решение применено в также патентованной конструкции входных дверей. Одностворчатая задвижная дверь в закрытом положении располагается в плоскости стены, а при открывании выходит из уплотнения наружу и скользит по изогнутым направляющим, устанавливаясь параллельно стене.
  Санузлы примечательны применением педального привода пуска воды в умывальник, что несомненно повышает удобство и гигиеничность оборудования.
  Хочется отметить, что описываемый вагон прошел в эксплуатации 200 тыс. км и при этом сохранил отличный внешний и внутренний вид, что свидетельствует о высокой стабильности качества его узлов и материалов.

  Другой экспонат ГДР - спальный вагон WLABmk, удостоенный Золотой медали на Международной Лейпцигской ярмарке, отличается трансформируемым внутренним пространством. Все купе - двухместные, двухъярусные, но на случай проезда семьи из трех человек имеется резервная спальная полка третьего яруса, а полка второго яруса имеет соответственно два положения. Купе второго класса с помощью раздвижной перегородки объединяются по два в просторное помещение, напоминающее гостиничный номер. Перегородка состоит из трех шарнирно соединенных частей, убирающихся в специальную нишу. Спальные полки - коробчатого сечения, с вкладными матрацами, в дневном положении убираются в стену заподлицо с ее поверхностью, обеспечивая аккуратный и красивый интерьер купе. У окна расположен угловой откидной столик, под которым размещается умывальник.
  Купе первого класса не имеют раздвижной перегородки и умывальника, зато оборудованы промежуточной умывально-душевой кабиной.
  Внутренняя отделка вагонов ГДР выполнена слоистым пластиком под древесину.

Рис.4.Купе вагона 110Ас в дневном положении

Рис.2.Вагон 110Ас   2. Вагон 110Ас производства ПНР с 6-местными 3-х ярусными спальными купе. Предназначен в основном для туристских перевозок
  4. Купе вагона 110Ас в дневном положении. Полки верхних ярусов опущены вдоль стены, причем средняя превращается в спинку для нижнего дивана

  ПНР представила на выставку купейный вагон типа 110 Ас с 3-ярусным расположением спальных мест, по 6 в купе, или по 8 мест для сидения (4 + 4) (рис. 2, 4). Сразу следует заметить, что расположение ярусов не обеспечивает оптимальных удобств для пассажиров. Если на среднем ярусе кто-то лежит, нижний диван не может быть использован для сидения. На полках второго и третьего яруса сидеть вообще нельзя, а третий ярус, кроме того, лишен и естественного освещения. В отношении комфортабельности вагон значительно уступает образцу такого же 6-местного купе с повышенным потолком, разработанному несколько лет назад во ВНИИ вагоностроения и построенному Калининским вагоностроительным заводом. Для верхней одежды восьми пассажиров предусмотрены лишь крючки, размещенные над окном. Повешенная на них одежда закрывает окно. Для багажа, если не считать надоконной решетки, имеется только небольшая ниша над коридором. Место под нижними диванами занято радиаторами отопления. К недостаткам откосится и проблема уборки постелей, необходимой для приведения спальных мест в дневное положение.

Рис.11.Туалетное помещение вагона 110Ac

Рис.12.Входная дверь польского вагона 110Ас   11. Туалетное помещение вагона 110Ac (вход из тамбура). Помимо двух туалетов, в вагоне имеются две дополнительные умывальные кабины, что целесообразно для вагона большой вместимости
  12. Входная дверь польского вагона 110Ас. При открывании поднимается сблокированный фартук, перекрывающий лестничный проем

  Перегородка и дверь в купе застеклены, что для спального вагона представляется спорным, хотя стекла, двери и перегородки имеют плотные занавески.
  Вентиляция в вагоне естественная, с местной регулировкой, осуществляемой путем поворота заслонки в купе. Безусловно, отсутствие не только кондиционирования воздуха, но и простой принудительной вентиляции для 3-ярусного вагона является серьезным недостатком. Нет в купе и индивидуальных светильников.
  Что касается эстетического оформления, то нельзя не отметить красоту цветового решения интерьера: оно основано на сочетании окрашенного под латунь анодированного алюминия (оконные рамы, багажные решетки и другие металлические детали) с облицовочным пластиком (в коридорах, тамбурах и туалетах - светлым, в серую сеточку, в купе - под древесину).

  Вагон типа CEhit (Финляндия), предназначенный для дневных перевозок продолжительностью до 14 - 15ч, имеет пять купе первого класса (рис. 6) и общий салон второго класса. Пол в вагоне покрыт релином, в купе настелены синтетические ворсовые ковры. В качестве плинтуса использован прессованный алюминиевый профиль. Перегородки, двери и боковые стены облицованы слоистым пластиком "ламинат". Листы пластика, опиленные специальной дисковой пилой, соединены в основном без раскладочных штапиков, в стык. Потолок облицован металлопластовыми панелями (алюминиевые штампованные листы, оклеенные синтетической пленкой) с потайным креплением. Угловых соединений облицовки стен и потолка нет: стены облицованы до установки панелей потолка, и их облицовка закреплена выше его уровня. Остающийся зазор шириной 5-7 мм выглядит гораздо лучше, чем привычные нам угловые штапики.

Рис.5.Внешний вид финского вагона   5. Внешний вид финского вагона

  Заслуживают внимания конструктивные решения узлов, позволяющие исключить из поля зрения детали крепежа. Сюда относится зеркало, помещенное под окном купе в вырезе облицовочной панели и закрепленное с задней ее стороны, стеклопластиковый подоконный столик, закрепленный изнутри канала отопления до установки на него решетки, подоконные поручни с потайным креплением. На перегородке в зоне двери имеются карманы с откидными столиками для пассажиров, сидящих с краю. Пассажиры, занимающие средние места, не имеют столиков, что следует признать недостатком в оборудовании 1 класса. Перегородка с задвижной дверью застеклена и так же, как и окно, снабжена шторами. Кроме того, дверное стекло перекрывается глухой опускной шторкой, которая более уместна была бы в польском спальном вагоне 110 Ас.

  Кресла салона второго класса неповоротные, но по разным сторонам прохода имеют противоположное направление. В каждом конце салона имеется пара кресел со встречным расположением. Столь своеобразное решение выработано практикой эксплуатации вагонов с поворотными креслами, показавшей, что пассажиры, как правило, не пользуются возможностью разворота кресел по своему усмотрению и, таким образом, усложнение конструкции и увеличение веса кресел оказывается не оправданным; кроме того большинство пассажиров предпочитает сидеть изолированно, "в затылок" друг другу, лицом же друг к другу - меньшинство; и, наконец, отдельный пассажир, недовольный ориентацией своего кресла, может обменяться местами с кем-нибудь из соседей, как это часто делается в спальных вагонах.
  Представляет интерес конструкция кресел, поставляемых фирмой JOVI OY. Они имеют подпружиненное сиденье, мягкую спинку, подголовники и подлокотники, обтянутые синтетическим ворсовым материалом, и упор для ног. Каркас кресла - прессованный из стеклопластика на металлической раме. Подушка сиденья выдвигается, спинка отклоняется, средний подлокотник откидывается. Особенно примечательно то, что основные узлы кресла собраны без резьбовых соединений. Это обеспечивает легкую разборку и замену деталей.

Рис.6.Купе первого класса финского вагона

Рис.7.Туалетное помещение финского вагона   6. Купе первого класса финского вагона. Кресла слегка выдвигаются, позволяя пассажирам принять полулежачее положение
  7. Туалетное помещение финского вагона

  К недостаткам салона второго класса следует отнести отсутствие индивидуального освещения, которое по нашим понятиям относится к средствам обязательного комфорта в междугородном сообщении вне зависимости от категории мест.
  Окна вагона застеклены герметичными двойными стеклопакетами размером 1560х1000 мм производства фирмы LAMINO OY с солнцеотражающим стеклом в элегантной и лаконичной по форме раме из стеклопластика темно-синего цвета. Половина окон имеет откидную форточку на шарнире, но ее размеры и угол поворота, на наш взгляд, недостаточны для вагона без кондиционирования воздуха.
  Входные двери имеют со стороны тамбура в нижней части коробчатый фартук, который в закрытом положении двери закрывает лестничный проем, а в открытом положении уходит в пазуху под торцевыми шкафами. Удачно решение туалетных помещений (рис. 7).
  Цветовое решение интерьера выдержано в характерных для финнов насыщенных чистых тонах, подобранных с большим вкусом.
  Обращает на себя внимание, что облицовочный пластик, применяемый финнами, никогда не имеет рисунка или фактуры, а всегда монохромен, причем все цвета имеют чистый, глубокий тон и приятный для глаза оттенок.

  Финский вагон-ресторан серии "Rkt" (рис. 8, 9, 10) разделен перегородкой на отделение самообслуживания и ресторанный зал. В основном вагон рассчитан на раздачу готовых блюд, по принципу самообслуживания, что обеспечивает максимальную пропускную способность. Блюда разогреваются на микроволновой печи. Однако предусмотрена и возможность приготовления еды по заказу, для чего позади буфета расположена кухня.
  В ресторанном зале установлено 6 столов на 24 места. Диваны четырехместные, двусторонние, мягкие, с отдельными самооткидывающимися сиденьями и общей спинкой (рис. 9). Каждый столик снабжен небольшим автономным вентилятором.

Рис.8.Отделение самообслуживания в финском вагоне-ресторане   8. Отделение самообслуживания в финском вагоне-ресторане

  Вагон интересен прежде всего высокой технологичностью обслуживания, благодаря чему персонал состоит всего из двух человек. Кроме упомянутого принципа самообслуживания с раздачей порционных блюд, это обеспечивается применением картонной и пластмассовой посуды разового пользования и простотой уборки помещений. Откидные кресла в ресторанном зале, высокие ножки столов и табуретов в зале самообслуживания дают удобный доступ для прохода к столам и уборки пола. Под каждым столом закреплен большой пластмассовый контейнер для мусора, заслуживающий отдельного упоминания. В нижней части контейнера помещен рулон полиэтиленовых пакетов, выполненных в виде плоского шланга с просечкой для отрыва. Кромка очередного пакета надета на рамку в верхней части контейнера. Таким образом, контейнер имеет легкосменный вкладыш. Использования посуда вместе с остатками пищи бросается в контейнер, наполненный пакет вытягивается по просечке. Его место занимает следующий пакет. Пакеты с отходами собираются в большой полиэтиленовый мешок, который выбрасывается на станции.

  Еще одно интересное решение - люминесцентные светильники, расположенные в две линии по краям потолка. Трубки утоплены в потолок и прикрыты решетками из поперечных алюминиевых пластин, закрывающими от глаз прямой свет. Решетка лежит свободно, вынимается с помощью простого наклона, но в рабочем положении поджимается оригинальными уплотнителями из пенополиуретановой губки, приклеенными к стенкам ее корпуса. Губка пропитана специальным вязким составом, замедляющим ее распрямление, поэтому перед установкой решетки достаточно пальцем сжать уплотнители, которые потом постепенно распрямляются и поддерживают решетку в рабочем положении, исключая ее дребезжание на ходу поезда. Снятая решетка обеспечивает доступ к лампам для их монтажа и замены.

Рис.9.Столик ресторанного зала

Рис.10.Буфетная стойка   9. Столик ресторанного зала финского вагона-ресторана. Видны откидные кресла, контейнер для мусора, настольный вентилятор
  10. Буфетная стойка в отделении самообслуживания финскою вагона-ресторана

  Отделка интерьера вагона лаконична и проста, но исключительно нарядна. Стены, потолок и столики выдержаны в красных и красновато-кирпичных тонах, контрастно оттененных синим ковровым покрытием пола. Кресла обиты синтетической тканью золотисто-медного цвета в черную вертикальную полоску. Холщевые занавески и салфетки привносят элемент сельского колорита. Общая элегантность несколько нарушается резкой - в красно-белую полоску - окраской перегородки между отделением самообслуживания и ресторанным залом (видна на рис. 8).

  Экспонированные на выставке отечественные вагоны представляли хорошо известные серийные модели. Обновленная модель мягкого вагона отличалась новой обивкой диванов и улучшенной компоновкой служебного отделения.
  Особое внимание привлек выставочный образец дизельпоезда ДР-1А (рис. 14, 15), имеющий очень нарядный интерьер с новой отделкой, выполненной по проекту отраслевой лаборатории технической эстетики. Стены салонов облицованы пластиком под светлую древесину, перегородки - под темную, потолок - под слоновую кость. Весь пластик производства Мытищинского комбината стройпластмасс. Обивка диванов - ярко-красная винилискожа Богородского комбината искусственных кож. Оконные наличники - из светлого стеклопластика, в тон облицовке стен. Окна снабжены раздвижными занавесками из шелковистой ткани золотисто-бежевого цвета. Отделка салона придает ему вид уютного жилого помещения, особенно при взгляде из тамбура, отделанного для контраста в светло-серый тон.

  Сравнительная оценка представленных на выставке пассажирских вагонов по социальным, эргономическим и эстетическим показателям дала следующие результаты.

Рис.15.Салон дизельпоезда ДР1А

Рис.14.Дизелъпоезд  ДР1А-138   14. Дизелъпоезд ДР-1А производства Рижского вагоностроительною завода, отмеченный Государственным знаком качества. Предназначен для пригородных перевозок на неэлектрифированных линиях
  15. Пассажирский салон дизельпоезда ДР-1А

  По группе социальных свойств отмечена нечеткость типажа вагонов и соответствующего ассортимента удобств. Многообразие решений, примененных в вагонах одного и того же назначения, свидетельствует о том, что научно обоснованный типоряд пассажирских вагонов не выработан. Элементы, выполняющие одну и ту же функцию, имеют разные конструкции и размеры, предоставляют различный уровень удобств. Деление на категории зачастую обеспечивается за счет параметров обязательного комфорта, таких, как вентиляция и естественное освещение (вагон 110Ас - ПНР), местное освещение (CEhit - Финляндия, Z2 - ГДР, 425 - СССР), место для багажа (110Ас), для верхней одежды (значительная часть вагонов). Не в первый раз подвергается критике необоснованное деление отечественных вагонов на "мягкие" и "жесткие".

  По группе эргономических свойств отмечена общая тенденция к повышению комфортабельности вагонов, включая весь комплекс удобств, путем учета антропометрических и гигиенических требований к конструкциям и материалам. Однако отдельные вагоны имеют более или менее значительные эргономические недостатки.
  Существенным недостатком вагонов с местами для сидения (исключая салон второго класса финского вагона) являются очень маленькие столики или даже их полное отсутствие. Размер столиков в купе спальных вагонов также недостаточен для группового пользования.

  Вопрос хранения верхней одежды пассажиров не решен должным образом ни в одном из экспонатов, кроме отечественного электропоезда ЭР-200, имеющего гардеробные отсеки. Безопасность пассажиров верхних ярусов тоже решена неэффективно: предохранительные ремни неудобны ни для пассажиров, ни для проводников, поэтому в эксплуатации они, как правило, не используются. Более удобным было бы применение полок коробчатого сечения с невысоким обмягченным бортиком.

Рис.13.Электропоезд ЭР-200   13. Скоростной электропоезд ЭР-200 производства Рижского вагоностроительного завода. Предназначен для междугородных перевозок со скоростью до 200 км/ч

  К недостаткам многих вагонов следует также отнести очень малый размер умывальных раковин.
  Решение местного освещения наиболее удачно в купе первого класса вагона Z2 (ГДР), где применены светильники самолетного типа с направленным излучением, не мешающим соседним пассажирам.
  Существенным элементом дополнительного комфорта в спальных вагонах производства СССР (ЛВЗ) и ГДР являются умывальные комнаты с душем, а в польском вагоне 110Ас - дополнительные умывальные кабины.
  Диваны и полки спальных вагонов обычно неудобны либо для сидения (широки, например, в вагонах 61-504 и 47К/к), либо для лежания (узки - 110Ас). Интересно решение трансформируемого пространства и встроенной мебели в спальном вагоне WLABmk (ГДР).

  Обращает на себя внимание применение в зарубежных вагонах широких раздвижных торцевых дверей, что при условии обеспечения надлежащей теплоизоляции тамбура представляет, несомненно, большие удобства для пассажиров. Тамбуры оборудуются щетками для вытирания ног, что позволяет значительно уменьшить загрязненность пассажирских вагонов и облегчить их уборку. Перспективной представляется стандартизация элементов визуальной информации в большинстве зарубежных вагонов, включающей таблички с общепонятными символами, напечатанными на фольге или на фотобумаге.

  По группе эстетических свойств отмечена тенденция к тщательной архитектурной проработке наружных форм и интерьеров вагонов, к точности сборки и аккуратности соединений узлов, к исключению дробности поверхностей путем использования утопленных, встроенных и совмещенных элементов оборудования. Наиболее интересными по архитектонике являются финские вагоны и вагон Z2 (ГДР), в которых кресла являются доминирующим композиционным элементом лаконично решенного интерьера.

  По результатам выставки хочется подчеркнуть некоторые задачи, стоящие перед отечественным пассажирским вагоностроением. Следует уделить внимание повышению технологичности изготовления кузовов вагонов и, в частности, разработке способов правки обшивки боковых стен; определить параметры перспективного типоряда пассажирским вагонов для всех видов перевозок с четким установлением ассортимента удобств, с учетом меняющихся социальных условий и перспектив развития промышленности; предъявлять более высокие требования поставщикам лакокрасочных и декоративно-отделочных материалов; активнее повышать культуру производства на вагоностроительных заводах, шире привлекать дизайнеров к разработке объектов новой техники и обеспечивать более строгий контроль за внедрением художественно-конструкторских проектов.

  Фото автора статьи и В.П.КОСТЫЧЕВА

  Журнал "Техническая эстетика", 2-1978.

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz