"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → "Декаподы"
"ДЕКАПОДЫ"
История еще одного долгожителя рельсовых путей началась в 1915 г. Вступление России в Первую мировую войну 1914 - 1918 гг. и последовавшее увеличение грузооборота заставило правительство нарастить выпуск мощных товарных локомотивов. Хотя заводы были полностью загружены производством новейших паровозов серии Э, их не хватало. Поэтому большую партию машин заказали в США. Учитывая, что заокеанская школа паровозостроения предусматривала отличавшиеся от отечественных конструктивные решения, постановили строить локомотивы по нормам США. Разработкой проекта и руководством постройки паровозов занимался русский инженер А.И. Липец с небольшой группой сотрудников. Из множества вариантов тех или иных механизмов, незнакомых отечественным специалистам, они скоро выбирали лучшие и близкие к российским. А сам Липец постоянно разъезжал по предприятиям и железным дорогам США, оценивая свойства предлагаемых конструкций. Управления заводов и дорог незамедлительно отвечали на его запросы, не делая секрета из сведений о работе и особенностях своих локомотивов.
Первый выпуск паровозов в 1915г. поручили заводам Балдвина в Филадельфии, АЛКО (Американская локомотивостроительная компания) в Скенектеди и Канадской паровозостроительной компании в Кингстоне. Заказ выполнили очень быстро, а в России локомотивам присвоили серии ЕФ, ЕС и ЕК. Индексы обозначали города, в которых находились предприятия. Повторные заказы последовали АЛКО и Балдвину в 1916 и 1917 гг. К тому времени уже накопили опыт работы "декаподов" в России, позволивший внести изменения в их чертежи. Усовершенствованным локомотивам в честь вклада, внесенного Липецем в их создание и производство, присвоили серию ЕЛ. Всего построили 1081 машину Е.
После революции 1917 г. исполнение русских заказов прекратили, 200 паровозов осталось в США, где они успешно работали, а сам Липец в Россию не вернулся. Сразу стали проявляться недостатки "декаподов". Одни были связаны с пониженным качеством изготовления, вызванным стремлением быстрее закончить заказ, другие с долгой перевозкой морем, во время которой отдельные детали, например рамы, коробились, третьи были обусловлены недобросовестной сборкой и непривычностью техников и машинистов к иноземным конструкциям. Процент неисправных локомотивов доходил до 30 - величина, близкая к критической. Несмотря на хорошие тяговые свойства и мощность, поначалу некоторые депо просили заменить "декаподы" не только "эховскими", но даже слабосильными "щуками" и "овечками", но потом к "американцам" привыкли и "Ефимы" с "Еленами", как прозвали паровозы серии Е, включились в нормальную работу.
Конструктивные особенности, заложенные в них, отличались от принятых в России и определяли их необычный внешний вид - котел с расширяющейся книзу большой топкой, так называемая "брусковая" рама, выполненная из толстых (114 мм) стальных полос, блок цилиндров, состоящий из двух половин и являвшийся опорой котла. Несмотря на то, что заокеанские принципы паровозостроения в 30-е гг. получили в СССР распространение, опыт изготовления и эксплуатации "декаподов" не использовали, хотя в 1941 г. на железных дорогах числилось около 670 таких локомотивов.
О "декаподах" пришлось вспомнить в 1943 г. С началом Великой Отечественной войны выпуск паровозов прекратился, многие выходили из строя не от военных действий, а от износа. Ремонтные заводы не справлялись с их починкой. Правительство приказало возобновить производство, но это было невозможно, ведь основные предприятия оказались на временно оккупированной территории, а новые в Красноярске и Улан-Удэ не имели опыта и были маломощными. Как выход, в США заказали крупные партии локомотивов, большинство которых составили Е. С 1943 по 1945 г. было произведено 2047 "декаподов", получивших серии ЕА (американский) - их было большинство, ЕМ (модернизированный) и ЕМВ (ЕМ с подогревателем воды, питающей котел). Массовое производство послевоенных грузовых паровозов серии Л позволило постепенно оттеснить ЕА в те края, где давно работали старые "декаподы" и где к ним уже привыкли - в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Долго еще на этих дорогах слышался громкий выхлоп отработанного пара, свойственный этим локомотивам. Несколько "декаподов", в том числе и выпущенных в дореволюционный период, стали паровозами-памятниками и экспонатами железнодорожных музеев. Но лишь один представитель этих интересных, мощных и, без сомнения, удачных русско-американских машин, обеспечивавших в течение полстолетия тягу поездов на огромных пространствах Восточной Сибири, сохранил работоспособность до наших дней. Он используется для ретропоездов на Украине.
Леонид МАКАРОВ, инженер, Журнал "Техника-Молодежи", 10-2005; серия "Железнодорожный музей" Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|