"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяМоделизмАвтоблокировка

АВТОБЛОКИРОВКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

  Мчится, спешит железнодорожный состав. Вот он углубился в лес. Но что это? Вдали, у поворота, показался красный сигнал светофора: опасно, путь впереди занят. Зашумели тормоза, и поезд своевременно остановился. Умное устройство - автоблокировка - помогло предотвратить столкновение со стоявшим на перегоне составом.
  Срабатывает автоблокировка при наезде первой колесной пары на специальные, изолированные один от другого рельсы, к которым подключены источник питания и реле. Колесная пара замыкает электрическую цепь, и реле переключает светофор с зеленого на красный. Разрешающий сигнал для следом идущих поездов может появиться лишь после того, как состав покинет перегон.
  И на модели железной дороги можно установить автоблокировку, которая будет действовать совсем как настоящая. Выбор электрической схемы зависит от количества путей (однопутная или двухпутная линия), односторонности или многосторонности движения, наличия деталей, необходимости регулировать скорость движения и т. д.

  Варианты автоблокировки, представленные в статье, рассчитаны на дорогу с шириной колеи 16 мм (изделие фирмы "Piko"). Но это не значит, что при другой ширине колеи вашу дорогу нельзя снабдить такой же автоблокировкой. Для этого надо изменить только номиналы отдельных деталей.

Рисунок 1 и 2

  Автоблокировку для однопутной линии с двухсторонним движением и регулируемой скоростью поезда можно выполнить по схеме, представленной на рисунке 1. Рельс А сплошной, а рельс Б разрезан в нескольких местах и образует отдельные блок-участки. Напряжение между клеммами 1 и 2 может изменяться по величине (до 12-14 В) и знаку, а между клеммами 2 и 3 - постоянное.
  Пока перегон свободен, цепь питания обмотки реле К1 разомкнута, горит зеленый сигнал светофора. При наезде локомотива оно срабатывает, зажигая красный свет. Вручную красный сигнал включают тумблером S1. Резистор R1 ограничивает ток через обмотку К1, предохраняя ее от перегрева.
  При движении локомотива электрический контакт с рельсами из-за неровностей пути или загрязнения колес часто нарушается, вызывая дребезжание якоря реле и "моргание" ламп светофоров. С диодом V5 ток в реле прекращается не полностью и якорь удерживается в притянутом положения. Однако, если реле включить без моста V1-V4, то при изменении полярности напряжения на шинах 1, 2 (для движения поезда в обратном направлении) обмотка К1 будет закорочена диодом, и автоблокировка не сработает.
  Вы уже, вероятно, догадались, что для дороги с односторонним движением надобность в мостовом выпрямителе отпадает. А если не нужно регулировать скорость движения, то источник питания может иметь всего один выход. В этом случае лампы подключают к клемме 1.
  В устройстве работают реле РЭС-9 (паспорт РС4.524.203) или любые другие с рабочим током 100-150 мА и сопротивлением обмотки около 30 Ом.

  Автоблокировка, схема которой изображена на рисунке 2, выполнена на бесконтактных транзисторных переключателях. Пока поезд не достиг блок-участка, входная цепь моста V1 - V4 разомкнута. Транзистор V5 заперт - красные лампы Н4, Н6 светофора погашены, а транзистор V6 открыт - горят зеленые лампы Н3, Н5.
  Как только колесная пара замкнет рельсы, через резистор R1 потечет ток. Возникшее падение напряжения через мост V1-V4 поступает на базу транзистора V5 и открывает его: загораются красные лампы, а зеленые гаснут.
  Конденсатор С1 устраняет мигание ламп светофора при кратковременных нарушениях контакта колес с рельсами во время движения электропоезда.
  Мостовой выпрямитель не нужен, если линия рассчитана на одностороннее движение. На базу V5 при этом должен подаваться сигнал отрицательной полярности.
  Лампы H1-Н8 - от карманного фонаря 2,5 В x 0,2 А. Напряжение в цепи питания электродвигателя - до 14-15 В, а транзисторных переключателей - 6-8 В.

Рисунок 3 и 4

  Автоблокировочное устройство, схема которого изображена на рисунке 3, работает совсем как настоящее. В отличие от предыдущих, здесь нет разрезанных рельсов. На границах блок-участков установлены контакты S, связанные с обмотками реле К. (На схеме условно показаны три блок-участка.)
  Если поезда на первом участке нет, контакт S1 разомкнут, реле К1 обесточено, горит зеленый сигнал. Входящий на этот блок-участок поезд замыкает контакт S1, реле К1 срабатывает. Его контакт К1.1 отключает зеленую лампу Н2, а контакт К 1.3 включает красную H1. Одновременно через контакт К2.2 поступает питание на обмотку реле К1. Оно "запоминает" поданную команду, несмотря на то что локомотив ушел дальше и контакт S1 разомкнулся.
  При подходе поезда ко второму блок-участку точно так же срабатывает реле К2, и его контакт К2.2 разрывает цепь блокировки реле К1. Оно возвращается в исходное положение и включает перед своим блок-участком зеленый свет.
  В качестве К1-К3 подойдут реле РЭС-6, РЭС-9, PC-13, имеющие достаточное количество контактных групп.

  Для тех, кто еще делает только первые шаги в электротехнике, рекомендуем упрощенную схему автоблокировки (рис. 4). Ее возможности скромнее, чем у первых трех устройств: во время движения поезда загорается только красный сигнал. Здесь используются разрезанные рельсы. Конденсаторы С1-С4 уменьшают мигание светофоров.
  В каждый блок-участок следует включить не меньше шести-восьми стандартных участков пути. Пункты автоматики соедините между собой монтажными проводами.

  Ю.Прокопцев

  Журнал "Моделист-Конструктор", 3-1981

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz