"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяТехсправкаО паровозахКлассификация паровозов

§4. Классификация паровозов

  Паровозы различаются по ширине железнодорожной колеи, размещению запасов воды и топлива, числу и расположению осей (осевой формуле), числу цилиндров, системе паровых машин, сцепному весу (приходящемуся на движущие оси), мощности и ряду других признаков.
  Характеристика паровоза во многом зависит от того, для какой работы он предназначен.

  По ширине колеи паровозы делятся на ширококолейные (расстояние между головками рельсов 1 524 мм) и узкоколейные. По размещению запасов воды и топлива паровозы подразделяются на тендерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо расположены на самом паровозе.

  Паровозы имеют движущие (сцепные), а также бегунковые и поддерживающие оси. В зависимости от количества движущих, бегунковых и поддерживающих осей, т. е. по осевой формуле, паровозы разделяются на типы.
  Современные паровозы имеют от трёх до пяти движущих осей, а у сочленённых (сдвоенных) паровозов число их доходит до восьми. Количество бегунковых, так же как и поддерживающих, осей обычно бывает не более двух.

  Так, например, паровоз серии СУ, имеющий одну бегунковую ось, три движущих и одну поддерживающую ось, обозначается цифрами 1-3-1, которые характеризуют его тип, или осевую формулу. Паровоз серии Э с пятью движущими осями, не имеющий бегунковых и поддерживающих осей, относится к типу 0-5-0; паровоз серии ИС с четырьмя движущими, одной бегунковой и двумя поддерживающими осями обозначается 1-4-2.
  Сочленённые паровозы, имеющие две рамы с самостоятельными паровыми машинами, обозначаются отдельными группами осей каждой рамой со знаком +, например 1-3+3-1 или 1-4+4-2.

  Партия построенных одинаковых паровозов называется серией. Для различия отдельных серий паровозов у нас принято присваивать им буквенные обозначения русского алфавита. Буквенные обозначения обычно даются по наименованию завода, разработавшего данный паровоз, по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию паровоза обозначают свободной буквой алфавита. Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом, паровоз серии К - Коломенским заводом, паровоз серии Б - Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его конструктора - Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л типа 1-5-1 обозначена двумя буквами ЛВ (Л Ворошиловградский).

  Трём сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и правительства СССР: ИС - Иосиф Сталин, ФД - Феликс Дзержинский, СО - Серго Орджоникидзе.
  Многие серии паровозов имеют ещё дополнительные обозначения к основной букве (индексы), например: СУ - усиленный, ЭМ - модернизированный, ОВ - с кулисным механизмом Вальсхарта и т. д.

  На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельс в тоннах, например: ФД20 - нагрузка от оси на рельс 20 т, ФД21 - нагрузка 21 т, СО17, СО18 или СО19 - с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельс.

  См. также:
→ §1. Виды локомотивов
→ §2. Развитие паровозостроения
→ §3. Схема устройства и процес работы паровоза
...
→ §5. Основные серии паровозов железных дорог СССР

  Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. - М.: ГТЖДИ, 1955

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz