"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяТехсправкаТепловоз серии ТЭ10

ГРУЗОВОЙ ТЕПЛОВОЗ СЕРИИ ТЭ10 ТИПА 30-30

  Опытный образец грузового тепловоза серии ТЭ10 (фиг. 16) был построен Харьковским заводом транспортного машиностроения к 41-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Тепловоз односекционный, имеет две кабины управления, расположенные по концам кузова. Кабина возле главного генератора считается передней, возле холодильника - задней.

Тепловоз серии ТЭ10 Фиг. 16. Грузовой тепловоз серии ТЭ10 типа 30-30:
а - общий вид; б - продольный разрез и план; 1 - электрогенератор; 2 - вентилятор генератора; 3 - воздуходувка приводная; 4 - турбовоздуходувка; 5 - дополнительный холодильник; 6 - основной холодильник; 7 - кабина машиниста; 8 - тяговый электродвигатель; 9 - масляный фильтр; 10 - топливный бак; 11 - вспомогательный электрогенератор; 12 - пульт управления; 13 - высоковольтные камеры; 14 - воз душный компрессор; 15 - возбудитель; 16 - дизель: 17 - котел обогрева; 18 - санузел; 19 - секции холодильника

  В передней части тепловоза установлен новый дизель 9Д100 с противоположно движущимися поршнями, созданный на базе дизеля 2Д100, применяемого на тепловозах серий ТЭ3 и ТЭ7. Мощность дизеля доведена до 3000 э. л. с. за счет увеличения числа цилиндров с 10 до 12 без изменения их диаметра и хода поршня, а также за счет повышения среднего индикаторного давления. Давление наддува увеличено с 1,35 до 2,1 ата, температура наддувочного воздуха при входе в дизель понижена с 70 до 55° С. Энергия отработавших газов использована для газотурбинного наддува. Указанные мероприятия, за исключением повышения литровой мощности, повысили экономичность дизеля и уменьшили его тепловую напряженность.
  На дизеле 9Д100 установлен объединенный регулятор мощности, осуществляющий одновременное регулирование числа оборотов дизеля и мощности главного генератора. При этом устраняется влияние нагрева обмоток и включения вспомогательных механизмов, что позволяет полностью использовать мощность дизеля для тяги поездов.

  С дизелем связан главный генератор МПТ-120/49, представляющий собой десятиполюсную машину постоянного тока независимого возбуждения с принудительной вентиляцией. Мощность генератора 2000 кет. Для возбуждения генератора применен трехфазный синхронный вспомогательный генератор ГСВ-20, питающий обмотку независимого возбуждения генератора при помощи промежуточного трансформатора, амплистата и полупроводниковых выпрямителей.
  Главный генератор и дизель 9Д100 установлены на общей дизель-генераторной раме, являющейся одновременно картером дизеля. В картере помещается 1500 кг масла, служащего для смазки и для охлаждения коренных подшипников, кривошипного механизма и поршней дизеля.
  Ток главного генератора питает шесть тяговых электродвигателей ЭДТ-340, соединенных параллельно. Электродвигатели имеют две ступени ослабления поля: до 50 и 35 %.
  Главный генератор служит также для пуска дизеля. В этом случае он работает как электродвигатель, питаясь током аккумуляторной батареи.

  В передней части машинного помещения расположен воздушный компрессор КТ7, связанный с валом якоря генератора полужесткой муфтой. Там же установлен вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, связанный с валом якоря генератора клиноременной передачей. Между машинным помещением и кабиной машиниста расположены две высоковольтные камеры, разделенные средним проходом для входа в машинное помещение.
  В задней части машинного помещения у левой стенки расположены подогреватель топлива, котел отопления и санузел, у правой стенки-фильтры тонкой и грубой очистки масла.

  В задней части кузова расположены дополнительный и основной холодильники для охлаждения воды и масла. Каждый холодильник имеет самостоятельное вентиляторное колесо. Колеса получают вращение от нижнего коленчатого вала дизеля через валопроводы и редукторы. Число ступеней скорости два.
  Общее число секций холодильника 84. Из них 28 служат для охлаждения воды дизеля, 10 - для охлаждения воды воздухоохладителя наддувочного воздуха и 46 - для охлаждения масла.
  В шахте холодильника расположен вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки.

Тяговая характеристика Фиг.17. Тяговая характеристика тепловоза ТЭ10 (расчетная).

  На первом тепловозе серии ТЭ10 под полом задней кабины управления и частично холодильника была размещена аккумуляторная батарея типа ТПЖН-450. Аккумуляторная батарея щелочная железоникелевая и имеет электронагревательное устройство. На последующих тепловозах аккумуляторная батарея перенесена в дизельное помещение.
  Все оборудование располагается в кузове несущей конструкции, представляющем собой соединение главной рамы, стенок и несъемной части крыши в одну пространственную ферму.
  Кузов опирается на две трехосные тележки, по устройству подобные тележкам тепловоза серии ТЭ3, но отличающиеся по конструкции рамы, рессорного подвешивания, рычажной передачи и осевых букс.
  Между тележками располагается топливный бак. Он подвешивается к главной раме несущего кузова.

  Расчетная тяговая характеристика (фиг. 17) показывает, что тепловоз серии ТЭ10 не имеет снижения силы тяги при больших скоростях. При скорости свыше 90 км/час его сила тяги превосходит таковую двухсекционного тепловоза серии ТЭ3, несмотря на меньшую мощность дизеля (3000 э. л. с., а не 4000 э. л. с.}. На расчетном подъеме 9 0/00 тепловоз может вести поезд весом 2160 m со скоростью 25 км/час развивая силу тяги 25 т.
  На базе тепловоза ТЭ10 Харьковский тепловозостроительный завод создал грузовой двухсекционный магистральный тепловоз ТЭ12 мощностью 6000 э. л. с и односекционный пассажирский тепловоз ТЭ11 мощностью 3000 э. л. с. Это позволит получить пять однотипных тепловозов (ТЭ3, ТЭ7, ТЭ10, ТЭ11 и ТЭ12) разной мощности и разных назначений, что имеет большое значение для промышленности и железнодорожного транспорта.

  Источник: Книга "Советские тепловозы"

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz