Электровоз ВЛ10
Электровозы ВЛ8 с тяговыми электродвигателями мощностью 525 квт и тяжелыми литыми тележками с относительно жестким рессорным подвешиванием к началу 1960-х г. уже не отвечали возросшим требованиям к этому классу локомотивов. К тому же была поставлена задача унифицировать электровозы постоянного и переменного тока с использованием общих конструктивных элементов кузовов и тележек.
В конце июня 1960 г. был разработан проект, а в феврале 1961 г. (к 40-летию установления Советской власти в Грузии) Тбилисским электровозостроительным заводом выпущен восьмиосный электровоз Т8-001 (Тбилисский, 8-осный).
Кузов состоял из двух одинаковых половин, каждая опиралась на две 2-осные тележки. Передача тяговых и тормозных усилий выполнена через раму кузова и шкворень. Кузова были соединены постоянной сцепкой по типу тепловоза серии ТЭ2.
Электровоз Т8 имел тяговые электродвигатели ТЛ-2 мощностью 650 кВт (на 22% больше электродвигателей НБ-406 электровозов ВЛ8). На новом локомотиве использована в основном однотипная с электровозом ВЛ8 аппаратура.
В 1962 г. ТЭВЗ выпустил Т8-002. Новые электровозы, получившие в 1963 г. обозначение серии ВЛ10, в небольших количествах начали строиться заводом с 1964 г. На ВЛ10-003 несколько изменено расположение оборудования в кузове, а с №004 применены так называемые неохватывающие кузова.
Начиная с ВЛ10-009 (1965 г.), применена конструкция тележек, унифицированная с тележками электровозов серии ВЛ80 (с №023). С № 012 начали устанавливать электродвигатели ТЛ-2К1.
Кузова электровозов до № 018 включительно в 1966-1967 гг. изготавливал Ворошиловградский тепловозостроительный завод, тележки (по типу тележек ВЛ80к) - Новочеркасский электровозостроительный завод. По внешнему виду и расположению оборудования эти электровозы не отличались от ВЛ10-009.
С электровоза №021 (1967 г.) локомотивы ВЛ10 изготовляются с кузовами унифицированными с электровозами ВЛ80к. При этом длина электровоза увеличилась на 2400 мм, а кузова стали соединятся между собой автосцепкой.
Начиная с 1968 г. Тбилисский, а с 1969 г. и Новочеркасский заводы начали выпускать ВЛ10 серийно. Электровозы Тбилисского завода имеют № до 500 и с 1500, а Новочеркасского завода - с №501.
В процессе выпуска ВЛ10 в их конструкцию постоянно вводились отдельные как мелкие, так и существенные изменения.
В 1974 г. ВЛ10-1110 был добалластирован до веса 200 тс (увеличена нагрузка от оси на рельсы 25 тс) - на электровозе было размещено 16 тс чугунных чушек. После успешных испытаний были выпущены еще два электровоза ВЛ10 (1975 г.) со сцепным весом 200 тс. Все три электровоза получили обозначение ВЛ10у (усиленный по тяге). С 1976 года начат серийный выпуск ВЛ10у вместо ВЛ10.
С середины 1974 г. электровозы ВЛ10 стали выпускать с люлечным подвешиванием кузова (с №1297 НЭВЗ и с №1707 ТЭВЗ).
С 1983 г. началось оборудование электровозов ВЛ10 устройствами СМЕТ (Система Многих Единиц Телемеханическая).
Всего было выпущено 1900 электровозов серии ВЛ10.
В 2000-х годах Челябинский электровозоремонтный завод проводил модернизацию электровозов ВЛ10 с заменой кабины и силовой схемы, из главных отличий — замена контроллера машиниста на электронную систему управления тягой ЭСУТ-УВ и групповых переключателей на индивидуальные контакторы. Вспомогательные машины, тяговые двигатели, механическая часть практически не изменились. Этим электровозам присваивался индекс "К" - ВЛ10к (правда появился он лишь с 2004 г.)
Годы постройки: | 1961-1977
| Страна постройки: | СССР
| Завод изготовитель: | ТЭВЗ, НЭВЗ
| Всего построено: | 1900
| Нумерация: | 001-1109, 1111-1351, 1354-1902
| Род службы: | Грузовой
| Осевая формула: | 2о-2o-2о-2o
| Длина: | 2 х 16 420 мм
| Ширина: | 5121 мм
| Высота: | 3160 мм
| Служебный вес: | 184 т
| Диаметр движущих колес: | 1250 мм
| Нагрузка от колесных пар: | 23 т
| Мощность: | 4600 кВт (6080 л.с.)
| Передаточное число редуктора: | 3.826
| Тяговые электродвигатели: | коллекторные, ТЛ-2, ТЛ-2К-1
| Подвешивание ТЭД: | опорно-осевое
| Привод движущих колёсных пар: | индивидуальный
| Скорость: | 100 км/час
|
В настоящее время ВЛ10 — основной грузовой электровоз постоянного тока, используемый в странах СНГ. Как и многие грузовые локомотивы, ВЛ10 используется и в пассажирском движении.
Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://railroadersclub.at.ua/
http://scado.narod.ru/
http://scaletrainsclub.com/ (о ВЛ10 №001-020)
http://www.tpschips.ru/
http://cherz.ru/
http://trainpix.org/
|