Электровоз ВЛ60
В декабре 1957 г. и феврале 1958 г. НЭВЗ построил два первых шестиосных электровоза переменного тока напряжением 20 кВ — Н6О-001 и Н6О-002 (Новочеркасский 6-осный Однофазный).
Конструкция механической части электровозов Н60 значительно отличается от всех ранее построенных в Советском Союзе электровозов - кузов электровоза Н60 служит как для размещения оборудования и кабин машиниста, так и для передачи тягового усилия, автосцепки установлены на раме кузова, а не на тележках, электровоз изначально спроектирован без буферов.
На электровозе размещены две выпрямительные установки, каждая из которых имеет четыре игнитронных запаянных вентиля с жидкостным охлаждением. Применены тяговые электродвигатели НБ-410. После взвешивания литые боковины тележек заменены на сварные из листовой стали (для снижения веса электровоза).
После перевода участка Ожерелье — Павелец с напряжения 20 кВ на 25 кВ на Н6О-001 и Н6О-002 в 1959 году были заменены первичные обмотки трансформаторов.
С 1959 года начался серийный выпуск новых электровозов. Во время всего выпуска завод непрерывно работал над улучшением конструкции локомотивов данной серии.
На электровозах № 003—033 были установлены переработанные несколько менее мощные ТЭД НБ-412. С №034 стали устанавливать ТЭД НБ-412М, близкий по параметрам к НБ-410. С № 1810 (1965 г.) стали устанавливаться более мощные и легкие НБ-412К.
С №005 увеличилось количество игнитронов с 8 до 12, а также схема их соединения и монтажа. Т.к. игнитроны ИВС-300/5, примененные на ВЛ60, давали большое количество обратных зажиганий на высоких ступенях напряжения, наблюдались случаи перекрытия анодных изоляторов, повреждения рубашек, потери вакуума, то сначала в опытном порядке, а с № 1277 (1963 г.) серийно на ВЛ60 стали устанавливать усовершенствованная модель игнитронов ИВУ-500/5 (ИВП-500/5).
С января 1963 г. все электровозы серии Н6О переименованы в ВЛ60.
С целью повышения скорости пассажирских поездов в период 1962 — 1965 гг. часть электровозов серии ВЛ60 выпускалась с передаточным отношением зубчатых колес 30:82=1:2,733 и электропневматическими тормозами. Электровозы получили обозначение ВЛ60п (пассажирские). Выпущено 301 электровоз этой серии в общей с ВЛ60 нумерации.
В 1970-е годы все электровозы ВЛ60 и ВЛ60п переоборудованы в ВЛ60к с заменой ртутных выпрямительных установок на полупроводниковые.
В 1962 году выпущены два опытных электровоза ВЛ60 с рекуперативным торможением и с игнитронными выпрямителями. После успешных испытаний в 1964-1966 гг. было построено 85 таких электровозов, получивших обозначение серии ВЛ60р. Во второй половине 1980-х гг. все электровозы ВЛ60р были заменены на ВЛ80р и переоборудованы в ВЛ60к.
В конце 1962 года выпустил два электровоза ВЛ60к. В 1963 году НЭВЗ выпустил еще несколько таких электровозов с ТЭД НБ-412М. После успешных испытаний со второй половины 1965 года НЭВЗ вместо электровозов ВЛ60 начал выпускать электровозы ВЛ60к с кремниевыми выпрямителями и тяговыми электродвигателями НБ-412К. Всего выпущено 501 электровоз этой серии, и ещё не меньше 1809 переделаны из ВЛ60, ВЛ60р.
Годы постройки: | 1957-1967
| Страна постройки: | СССР
| Завод изготовитель: | НЭВЗ
| Всего построено: | 2618
| Нумерация: | 001-2612
| Род службы: | Грузовой, пассажирский
| Осевая формула: | 3о-3o
| Длина: | 20 800 мм
| Ширина: | 3160 мм
| Высота: | 5100 мм
| Служебный вес: | 138 т
| Диаметр движущих колес: | 1250 мм
| Нагрузка от колесных пар: | 23 т
| Мощность часовая: | 3880-4800 кВт (5270-6520 л.с.)
| Мощность длительная: | 3300-4050 кВт (4480-5500 л.с.)
| Передаточное число редуктора: | 3.905
| Тяговые электродвигатели: | коллекторные, НБ410, НБ412
| Подвешивание ТЭД: | опорно-осевое
| Привод движущих колёсных пар: | индивидуальный
| Скорость: | 100 км/час, 110 км/час - ВЛ60п
|
Несмотря на проблемы с прочностью ходовой части и охлаждением, локомотив оказался удачным и был основным электровозом переменного тока вплоть до распространения ВЛ80. Немало ВЛ60 находится в эксплуатации и сегодня.
Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://tpschips.ru/
http://scado.narod.ru/
http://scaletrainsclub.com/
http://trainpix.org/
|