Паровоз ФД20
Заводское обозначение — 1П — «1-й тип паровоза» согласно введенной в 1931 г. новой системы обозначения типов локомотивов, проектируемых на Коломенском заводе.
К 10 августа 1931 года Коломенским заводом завершён рабочий проект нового паровоза типа 1-5-1 в рекордно короткий срок — 100 рабочих дней, и рабочие чертежи были переданы на Луганский завод, где его построили также в рекордно короткий, даже по меркам мирового паровозостроения, срок — 70 рабочих дней.
Паровозу присвоено обозначение ФД20-1 (Феликс Дзержинский, 20 — нагрузка от движущих осей в тс, № 1).
При его создании был широко использован американский опыт паровозостроения, что явно угадывается во внешнем виде нового паровоза (изучены поставленные из США паровозы Та и Тб с их конструкторской документацией, предоставленной американскими заводами).
31 октября 1931 года в центре Луганска паровоз был представлен общественности.
4 ноября ФД20-1 повёл из Луганска в Москву специальный поезд с рабочей делегацией Луганского паровозостроительного завода, где 6 ноября был демонстрационно показан представителям правительства.
В начале ноября 1932 года построен второй опытный паровоз — ФД20-2, в начале 1933 года третий - ФД20-3. Каждый паровоз частично отличался от предыдущего вследствии доработки и усовершенствования конструкции.
С августа начался серийный выпуск паровозов ФД в новых цехах Луганского завода и до конца 1933 года выпущено 20 паровозов (№ 4—23) установочной партии. С целью снижения веса конструкция паровоза снова претерпела изменения.
Январь 1934 года - выпущен паровоз ФД20-24, приуроченный к XVII съезду ВКП(б). Во время прохождения самого съезда — юбилейный ФД20-25. В 1934 году завод строит ещё 225 паровозов (№ 26—250) и поставляет на дороги НКПС 181 паровоз (№ 24—204).
В 1935 году завод выпускает 521 паровоз ФД20 (№ 205—725). По сравнению с паровозами 1934 года выпуска, на паровозах 1935 года было внесено несколько крупных изменений, из-за чего этот выпуск получил условное наименование «паровозы второго заказа».
В конце 1935 г. Луганский завод сменил название на Ворошиловградский паровозостроительный, паровозотехнический отдел преобразуется в конструкторский. В связи с этим, Коломенский завод передаёт на Ворошиловградский всю конструкторско-технологическую документацию по паровозам ФД и унифицированных с ФД паровозов ИС.
В 1936 году Ворошиловградский завод выпустил 664 паровозов ФД20 (№ 726—1389), и параллельно с выпуском ФД, начинает строить и ИС (с № 8).
С середины 1940 года Ворошиловградский завод перешёл на серийное производство паровозов ФД с широкотрубными пароперегревателями типа Л40 системы Чусова, паровоз стал обозначатся ФД21 (№2884 и с №2937).
В связи с военными событиями в 1941 году Ворошиловградский завод выпустил свой последний ФД21-3217, 4 незавершённых паровоза (№3218-3220, 3222) в 1942 году достраивал Улан-Удэнский паровозоремонтный завод.
Годы постройки: | 1931-1942
| Страна постройки: | СССР
| Завод изготовитель: | Ворошиловградский (Луганский) паровозостроительный, Улан-Удэнский паровозоремонтный
| Всего построено: | 3213
| Род службы: | Грузовой
| Осевая формула: | 1-5-1
| Длина: | 28 967 мм (ФД20 + тендер) 15 877 мм (ФД20) 15 905 мм (ФД21)
| Ширина: | 3100 мм
| Высота: | 4850,5 мм
| Служебный вес: | 134,4 т (ФД20) 145 т (ФДк20)
| Порожний вес: | 118,87 т
| Диаметр движущих колес: | 1500 мм
| Нагрузка от колесных пар: | 20-22 т
| Давление пара в котле: | 15 кг/см²
| Температура пара: | 337 - 370 °С
| Поверхность нагрева котла: | 295,16 м² (ФД20) 247,7 м² (ФД21)
Поверхность нагрева пароперегревателя: | 148,4 м² (ФД20) 123,5 м² (ФД20)
Площадь колосниковой решётки: | 7,04 м²
| Кол-во жаровых труб: | 130
| Кол-во дымогарных труб: | 44 (ФД20) 98 (ФД21)
Диаметр цилиндров: | 670
| Ход поршня: | 770 мм
| Мощность: | до 3100 л.с.
| Запас воды и топлива в тендере: | 25т угля и 44 т воды
| Скорость: | 85 км/час
| | | |
После войны в связи появлением новых более экономичных паровозов Л (1945 г.) и ЛВ (1952 г.) и принятием Компартии в 1956 году решения о прекращении дальнейшего строительства паровозов, паровозы ФД стали поначалу постепенно, а в 1960-х интенсивно отстранять от работы и исключать из инвентаря.
Также в 1958—1960 гг. большое количество (по разным оценкам, от 950 до 1057) паровозов ФД были подарены Китайской Народной республике, где их переделали на колею 1435 мм и ввели в эксплуатацию.
Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://trainpix.org/
http://scaletrainsclub.com/
http://scado.narod.ru/
http://150let.rw.by/
|