Паровоз ИС20 (ФДп20)
Заводское обозначение — 2П — «2-й тип паровоза» согласно введенной в 1931 г. новой системы обозначения типов локомотивов, проектируемых на Коломенском заводе.
В 1931 году было начато проектирование нового мощного пассажирского паровоза. В апреле 1932 года рабочий проект был завершён и передан на Коломенский завод, где 4 октября 1932 года выпустил первый пассажирский паровоз типа 1-4-2, которому была присвоено обозначение — ИС20-1 (Иосиф Сталин, 20 — осевая нагрузка в т, № 1).
Особенностью паровоза являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД.
20 декабря 1932 года на Коломенском заводе был собран второй паровоз серии — ИС20-2, а в 1933 году - ИС20-3.
В 1934 году Коломенский завод выпускает ещё 2 паровоза ИС и столько же — в 1935. Однако, из-за отсутствия надлежащего оборудования, наладить серийный выпуск паровозов данной серии на Коломенском заводе оказалось невозможным. Поэтому в конце 1935 года вся документация передается на Ворошиловградский паровозостроительный завод.
В 1936 году Ворошиловградский завод выпускает свои первые 3 паровоза ИС (№ 8 — 10; ИС20-7 так и не был достроен). В 1937 году завод переходит на крупносерийное производство паровозов ИС (в 1937 г. - 105 паровозов ИС (№11 - 115)). Параллельно на заводе продолжается крупносерийное производство грузовых паровозов ФД.
В 1937 году завод выпустил паровоз ИС20-16, на котором в качестве опыта был установлен обтекаемый кожух, который давал выигрыш в мощности в 200—250 л.с.
В 1938 году построено 132 паровоза (№116 - 247), в 1939 году - 137 (№248 - 384), в 1940 году - 174 (№385 - 558), в 1941 году - 81 (№559-632, №635-641)
В 1941 году, используя результаты эксплуатации паровозов ФД20 с широкотрубными пароперегревателями (Л40), завод выпустил партию из 10 паровозов ИС, на которых мелкотрубный пароперегреватель Элекско-Е был заменён широкотрубным Л40. По аналогии с паровозами ФД, паровозы ИС с такими пароперегревателями получили обозначение серии ИС21.
Однако в том же году, в связи с военными событиями, завод прекратил выпуск паровозов ИС. Последний паровоз серии ИС21-648 был достроен в 1942 году на Улан-Удэнском паровозоремонтном заводе.
Годы постройки: | 1933-1942
| Страна постройки: | СССР
| Завод изготовитель: | Коломенский, Ворошиловградский (Луганский) паровозостроительный, Улан-Удэнский паровозоремонтный
| Всего построено: | 649
| Род службы: | Пассажирский
| Осевая формула: | 1-4-2
| Длина: | 28 908 мм (с тендером) 16 365 мм
| Ширина: | 3150 мм
| Высота: | 4825 мм
| Служебный вес: | 133 - 136 т
| Порожний вес: | 118 т
| Диаметр движущих колес: | 1850 мм
| Нагрузка от колесных пар: | 20,5 - 20,5 т
| Давление пара в котле: | 15 кг/см²
| Температура пара: | 337 - 370 °С
| Поверхность нагрева котла: | 295,16 м² (ФД20) 247,7 м² (ФД21)
Поверхность нагрева пароперегревателя: | 148,4 м² (ФД20) 123,5 м² (ФД20)
Площадь колосниковой решётки: | 7,04 м²
| Кол-во жаровых труб: | 130
| Кол-во дымогарных труб: | 44 (ФД20) 98 (ФД21)
Диаметр цилиндров: | 670
| Ход поршня: | 770 мм
| Мощность: | до 3200 л.с.
| Запас воды и топлива в тендере: | 25т угля и 44 т воды
| Скорость: | 115 км/час
| | | |
Из-за неудовлетворительного состояния железнодорожных путей в послевоенный период и высокого сцепного веса паровозы ИС во второй половине 1940-х были очень ограничены в эксплуатации. К тому же в 1950 году Коломенским заводом был выпущен паровоз П36, аналогичный по мощности, но с осевой нагрузкой 18 т и значительно большим КПД.
Переход с 1956 году на тепло- и электротягу ещё больше ограничил эксплуатацию ИС, у которых в 1962 году обозначение серии сменилось на ФДп (пассажирский вариант паровоза ФД).
Эксплуатировались паровозы до 1972 года.
Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://trainpix.org/
http://scaletrainsclub.com/
http://scado.narod.ru/
http://150let.rw.by/
|