Паровоз П36
После окончания Великой Отечественной войны на железных дорогах сильно возрос объём пассажирских перевозок и требовался пассажирский паровоз с осевой нагрузкой 18 тс (более высокую нагрузку восстановленные железнодорожные пути не допускали), поэтому уже в 1947 году на заводе «Красное Сормово» был восстановлен выпуск паровозов Су. Но мощности паровозов Су уже нехватало - они часто работали двойной тягой.
Поэтому в 1947 году Коломенскому заводу был передан заказ на постройку пассажирского паровоза типа 2-4-2. Проектирование нового паровоза велось под руководством главного конструктора Л. С. Лебедянского инженерами Г. А. Жилиным, И. И. Сулимцевым и другими.
В марте 1950 года был изготовлен первый опытный паровоз типа 2-4-2, которому присвоили заводское наименование П36-0001 (паровоз 36-го типа, № 0001). На нём были реализованы все достижения советского паровозостроения: цельносварной котёл, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковая рама, водоподогреватель, роликовые подшипники букс. В ходе испытаний паровоз показал хорошие результаты: мощность близка к паровозам серии ИС, расход топлива был на 19—22 % меньше, чем у паровозов ИС, коэффициент полезного действия оказался равен 9,22 % — самый высокий среди всех советских пассажирских паровозов.
В 1953 году завод выпустил паровозы № 0002—0005, а в 1954 — № 0006. В отличие от первого, на них были установлены скользящая (вместо гибкой) передняя опора топки, усиленные буксы движущих колёсных пар, саморегулирующиеся буксовые клинья. На паровозах № 0002—0006 было установлено конусное устройство (вместо вентилятора, как на № 0001), упрощена декоративная обшивка, снято тормозное оборудование с бегунковой тележки, усилены ряд элементов экипажной части (особенно рамы тележек) и движущего механизма.
Внеся очередные небольшие изменения в конструкцию, Коломенский завод в 1954 году выпустил установочную партию паровозов (№ 0007—0036). Благодаря конструкционным изменениям сцепной вес был снижен с 75 до 72,4 т, а общая масса — с 135 до 133,2 т, поэтому в конце того же года паровоз П36 принят к серийному производству.
Для повышения экономичности паровоз оборудовался водоподогревателем смешения конструкции Брянского завода. Для получения электроэнергии установлены 2 турбогенератора (рабочий и резервный) мощностью по 1 кВт. Также на паровозе П36 была самая большая, из всех ранее построенных советских паровозов, будка машиниста. К паровозу П36-0001 был прицеплен 6-осной тендер типа П35, но с № 0002 стали прицеплять 6-осные типа П58 (такие стали прицеплять и к паровозам ЛВ).
В 1955 году Коломенский завод построил 125 (№ 0037—0161) таких локомотивов, а в 1956 — 90 (№ 0162—0251). Однако серийное производство было вскоре прекращено в связи с принятием в феврале 1956 года на XX-ом съезде КПСС указания о «широком внедрении электровозов и тепловозов», и завершении строительства паровозов. 29 июня 1956 года Коломенский завод построил свой последний паровоз — П36-0251.
Годы постройки: | 1950, 1953-1956
| Страна постройки: | СССР
| Завод изготовитель: | Коломенский
| Всего построено: | 251
| Род службы: | Пассажирский
| Осевая формула: | 2-4-2
| Длина: | 16 661 мм + 12 783 мм (П35) 13 255 мм (П58)
| Ширина: | 3208 мм
| Высота: | 5115 мм
| Служебный вес: | 135 т, 133,2 т 230 т (с тендером)
| Порожний вес: | 120,4 т
| Диаметр движущих колес: | 1850 мм
| Нагрузка от колесных пар: | 18,1 т
| Давление пара в котле: | 15 кг/см²
| Температура пара: | 320-380 °С
| Поверхность нагрева котла: | 243,2 м²
| Поверхность нагрева пароперегревателя: | 131,7 м², 132,1 м²
| Площадь колосниковой решётки: | 6,75 м²
| Кол-во жаровых труб: | 50
| Кол-во дымогарных труб: | 66
| Диаметр цилиндров: | 575
| Ход поршня: | 800 мм
| Мощность: | 2600 л.с.
| Запас воды и топлива в тендере: | 24 т угля и 50 м³ воды (П35) 23,5 т угля и 45,6 м³ воды (П58)
Скорость: | 125 км/час
| |
По мощности паровоз серии П36 был эквивалентен паровозу серии ИС, но имел нагрузку от осей на рельсы не более 18 тс, благодаря чему мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог, заменив паровозы серии Су и заметно повысив вес пассажирских поездов.
Массовый перевод железнодорожных линий на тягу тепловозами и электровозами привёл к отстранению паровозов П36 и переводу их на отдалённые или менее загруженные железные дороги. Но вскоре и на этих линиях паровозы стали заменять тепловозами (в основном ТЭП60) и электровозами (ЧС2, ЧС4, ВЛ60п).
С начала 70-х годов паровозы серии П36 начали интенсивно списывать. Последним годом работы П36 считается 1974 год, когда их ещё эксплуатировали в депо Могоча и Белогорск Забайкальской железной дороги.
Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://trainpix.org/
http://scaletrainsclub.com/
http://scado.narod.ru/
http://150let.rw.by/
|