"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяИнтересноеТормозной башмак

Тормозной башмак

  Тормозной башмак, приспособление, устанавливаемое на рельсах ж.-д. пути с целью задержки катящегося вагона в определенном месте. Применяются при сортировке вагонов на станциях, когда локомотив передвигает их с одного пути на другой; в этом случае часто для ускорения локомотив не доводит вагон до места, а толкает его после отцепки, и вагон катится один.
  На сортировочных станциях вагоны ставятся на наклонный путь или толкаются локомотивом через горку и оттуда поодиночке или группами скатываются на те пути, на которые они предназначаются. Для задержки вагонов применяются те же тормозные башмаки; их устанавливают (на каждую рельсовую нитку) по направлению к движущемуся вагону или группе вагонов. Колесо накатывается на башмак, упирается на упор и останавливается, но поступатальная сила заставляет башмак скользить по рельсу. При этом колесо не получает выбоин. Изнашиваемость рельса уменьшается, в виду того, что давление распространяется на большую поверхность. При остановке получающаяся отдача заставляет вагон откатиться и сойти с башмака.
  Тормозные башмаки служат не только для остановке вагона, но и для замедления его скорости. Устраивается приспособление, при помощи которого башмак на определенном месте сбрасывается с рельса, и вагон, замедленный в движении, продолжает катиться без башмака.
  Кроме того тормозные башмаки употребляются для подклинки вагона на стоянке, чтобы вагон не мог быть угнан со станционных путей, а также дается кондукторской бригаде, сопровождающей поезд (как правило кондуктору на последнем вагоне), для подкладки под заднее колесо при остановке поезда на подъеме, что обеспечивает вагон от ухода по уклону в случае срыва.
  Тормозные башмаки бывают различных систем; наиболее распространенными является стальной башмак Бюссинга. Этот башмак состоит из стальной пластины длиной до 500 мм, на которой устанавливается упор; пластина имеет односторонний или двусторонний свес; при одностороннем свесе имеется с другой стороны приспособление, состоящее из стержня и пружины. Такая конструкция дает возможность тормозному башмаку обхватить рельс и вместе с тем проходить по стрелкам и крестовинам.

  На рисунке А – козелок, Б – тормозная колодка, В – ведущая полоса, Г – болт со шляпкой, Д – ручка. Такой тормозной башмак весит 5 – 8 кг.

  Тормозные башмаки делаются и более упрощенной крнструкции. Распространенные сплошные литые башмаки, тоторые охватывабт рельс двумя лапками; вес таких башмаков до 16 кг. Помимо большого веса недостаток их тот, что острый конец (так называемый язык) загибается кверху, из-за чего башмак сбрасывает вагон, а язык обламывается. Для устранения этого язык башмака, сделанный из лучшей стали, отделяется в особую часть, соединяемую с остальной частью башмака шарниром.
  Постановка тормозных башмаков на сортировочных станциях производится специальными агентами, которые называются башмачниками. Каждый башмачник обслуживает один-два (иногда три-четыре) пути. Соответствующими сигналами – звуковыми, световыми, надписями на самом вагоне – указывается, на какой путь должен подаваться вагон. Башмачник в зависимости от скорости движущихся вагонов, количества их и расстояния накладывает на один рельс один башмак, а в некоторых случиях и на другой рельс – второй башмак. Это дело требует большой сноровки и опыта.

  «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», Том второй, 1937 год

  Прислал: Андрей Винтер (Вентспилс, Латвия)

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz