"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → ЭР-200: скорость и комфорт
ЭР-200: СКОРОСТЬ И КОМФОРТ
АВОТИН А.Я., Первый отечественный электропоезд для междугородного сообщения ЭР-200 построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1974 году. В создании поезда участвовало более 50 предприятий и организаций, включая десятки научно-исследовательских институтов. Долгое время электропоезд подвергался всесторонним испытаниям, конструктивному усовершенствованию, неоднократно совершая пробные поездки с пассажирами. С марта 1984 года он введен в постоянную эксплуатацию на маршруте Москва - Ленинград и является теперь самым быстроходным поездом в стране, преодолевая 600-километровое расстояние за пять часов. Конструкция. Электропоезд работает на постоянном токе напряжением 3000 В, он рассчитан на скорость до 200 км/ч. Вагоны длиной 26 м имеют алюминиевые сварные кузова, которые на 35 - 40% легче обычных сварных. Все вагоны, кроме двух головных, оборудованы тяговыми двигателями. На поезде используются современные методы регулирования процессов тяги и торможения и новое электрооборудование, ранее на отечественном подвижном составе не применявшееся. Для устойчивости движения на высоких скоростях разработаны специальные тележки с пневматическими рессорами, пневмодросселями и гидравлическими гасителями колебаний. Четыре вида тормоза - электрический реостатный, электропневматический дисковый, магнито-рельсовый и ручной - обеспечивают эффективное торможение в разных режимах эксплуатации.
Для снижения шума и вибраций кузов с внутренней стороны покрыт слоем противошумной мастики, металлический пол - асбестовой изоляцией, элементы внутренних конструкций и обрешетка пола соединены с кузовом через резиновые прокладки и втулки. Системы подвешивания и виброгашения обеспечивают высокую плавность хода: вода из стакана не проливается даже на скорости 200 км/ч. Тепло- и звукоизоляция выполнена из пенопласта и пенополиуретана, для гидроизоляции применена полиамидная пленка.
Экстерьер. При выборе формы вагонов проводились специальные исследования в аэродинамической трубе. В результате достигнут весьма малый коэффициент воздушного сопротивления - 0,292. Форма выбиралась с учетом технологичности изготовления: поверхности, образующие лобовую часть, выгнуты в одной плоскости, что не требует дорогостоящих штампов и трудоемкой ручной выколотки. Необходимым условием являлась и новизна формы - она защищена свидетельством на промышленный образец. Интерьер. В каждом вагоне поезда, помимо пассажирского салона, имеются багажно-гардеробные отделения, купе проводника, 2 туалета; в головных вагонах, кроме того, буфет-бар и просторная кабина машиниста площадью 6 м2 (вместо обычных 4,5). Вентиляция салонов - приточно-вытяжная с электрокалорифером для подогрева воздуха и кондиционером для его охлаждения. Отопление с помощью электропечей и калориферов обеспечивает нормальные температурные условия в вагоне при наружной температуре до -40°С. Освещение салона - люминесцентными светильниками, расположенными в две непрерывные линии по потолку. Салон бара-буфета освещается отраженным светом люминесцентных ламп, установленных по периметру потолка за козырьком, прочие помещения - встроенными светильниками с лампами накаливания. В пассажирских салонах и кабине машиниста установлены цифровые светящиеся табло электронной информационной системы "Исари", показывающие скорость движения поезда с интервалом 2,8 с и погрешностью ±5 км/ч. На табло смонтированы также электрические часы с приводом от общего генератора. Поезд оборудован системой внутренней телефонной связи "Тракт", с помощью которой могут переговариваться проводники вагонов, бригадир поезда и персонал, находящийся в головной и хвостовой кабинах машиниста. Резервы эргономического и эстетического совершенства. Новый электропоезд подвергался технико-эстетической экспертизе по методике ВНИИ вагоностроения. Группа экспертов детально оценивала элементы, влияющие на комфортно-эстетический уровень поезда. Оценкой установлен общий весьма высокий уровень технико-эстетических показателей, один из лучших в нашем вагоностроении. Одновременно выявлены направления дальнейшего дизайнерского совершенствования, связанные с отдельными неудачными решениями.
Наружная форма головного вагона, несмотря на аэродинамическое и технологическое совершенство, выглядит недостаточно пластично. Неудачно решение отдельных деталей: защитной решетки на прожекторе, широких блестящих обкладок окон с открыто расположенными болтами и шурупами, грубо выполненных наружных зеркал заднего вида. Автосцепка и видимая в проем лобовой стены часть рамы покрашены светло-серой краской, вместо обычной черной, что делает эти детали маркими и заметными на фоне темного проема. Красная полоса под голубым оконным поясом композиционно не уравновешена и требует дублирования сверху. Качество поверхностей и сварных швов неудовлетворительно.
Наружные двери в связи с завалом боковых стен подвешены на петлях разной длины, поэтому открываются с перекосом. (Заметим, что в вагонах "Русская тройка" (РТ-200), имеющих аналогичное сечение, решение этого узла более удачно за счет применения одинаковых петель и увеличенного порожка в дверном проеме, в результате чего перекос двери при открывании почти незаметен.) Вагоны имеют много проходных дверей, причем все они поворотные, с нажимными ручками, что затрудняет проход по поезду; незастекленные двери, кроме того, травмоопасны при внезапном открывании с другой стороны. Форма дверей дробна из-за применения материалов, различных по характеру поверхности. Открывающиеся окна, расположенные по концам салона, пересечены широкой перемычкой форточки, ухудшающей пассажирам условия обзорности.
Кресла в салонах в целом удобные, самолетного типа, с красивой тканевой обивкой, имеющей в разных вагонах разный цвет: серый, светло-зеленый, горчичный, красный. Однако в эксплуатации на спинки и подлокотники кресел надеваются защитные холщовые чехлы, портящие цветовую гамму и уют интерьера. Удобно, что кресла по желанию пассажиров могут быть повернуты друг к другу, но их поворотный узел небезупречен в работе, поэтому разворот по просьбе пассажиров приходится выполнять проводнику. Конструкция узла крепления подлокотника, поворотом которого освобождается откидная спинка кресла, также недостаточно отработана: подлокотники в эксплуатации расшатываются. Корпус основания кресел из листового металла выполнен неаккуратно, окрашен серой молотковой эмалью, которая своим "производственным" видом не гармонирует с отделкой интерьера. Конструкция потолка в целом лаконична, однако сочетание декоративного пластика с крашеным перфорированным коробом вентиляционного канала неудачно. Белый цвет эмали и пластика различен по тону, к тому же окраску поверхностей в интерьере вообще нельзя признать современным решением. Эмаль глянцевая, поэтому потолок бликует. Пластик закреплен алюминиевыми полосами с открытым крепежом. Крепление потолочных светильников с помощью металлических рамок также имеет несовременный вид. О планировке буфета-бара. За подоконными столиками сидеть неудобно: экономия пространства породила тесноту. Столики выполнены без оградительного буртика, предохраняющего посуду от падения; стойка бара и столики имеют острые, травмоопасные углы. Здесь целесообразны скругления и мягкая обивка. Общая площадь и производительность буфетов недостаточна, что подтвердила опытная эксплуатация поезда. Перечисленные эргономические и эстетические недостатки, особенно заметные на современный взгляд дизайнера, должны быть учтены и исправлены при разработке и постройке новых поездов этого типа, на которые уже выдана заявка Министерства путей сообщения. Журнал "Техническая эстетика", 7-1984.
|