"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → "Эховские машины"
"ЭХОВСКИЕ МАШИНЫ"
Начало истории главного паровоза России было обыкновенным. На частной Владикавказской железной дороге, считавшейся одной из самых передовых, стала ощущаться недостаточная мощность товарных локомотивов, а нараставший поток грузов к 1908 г. увеличился настолько, что тяговой силы имевшихся тяжелых паровозов типа 1-4-0 уже не хватало. Расчеты показали, что для повышения силы тяги на 25% следует перейти к паровозам с пятью движущими колесными парами. В России подобных машин почти не было - несколько закупили в США для Сурамского перевала, где они с трудом вписывались в кривые. Оказалось, что пять колесных пар в одной раме требуют значительных осевых перемещений. Техническое задание на новый паровоз разработал в 1909 г. заведующий техническим бюро службы тяги Владикавказской дороги инженер В.И. Лопушинский. Машина не имела бегунка и задних поддерживающих осей, весь вес приходился на движущие колесные пары. Их осевые перемещения и привод от цилиндров к колесам четвертой оси (у товарных паровозов ведущей обычно бывает третья) первоначально были позаимствованы у Гельсдорфа. Разумеется, Лопушинский снабдил свой паровоз вынесенной за пределы колес топкой, пароперегревателем и простой двухцилиндровой машиной однократного расширения, с успехом опробованными на "сормовском". За это время Лопушинский разработал оригинальную комбинацию жестко установленных и перемещающихся в осевом направлении колесных пар, а ведущей, как и положено, была третья. В результате локомотив обрел простоту, которой славились 0-4-0 и возможность проходить кривые, свойственную машинам Гельсдорфа. Это изобретение называли "принципом Лопушинского". В таком виде паровоз 0-5-0 серии Э приняли к производству на Луганском заводе.
Уже локомотивы выпуска 1912-1913 гг. показали преимущества перед "щуками". Как и все лучшие, они не потребовали серьезных доработок и сразу включились в вождение тяжелых поездов, показав высокие надежность и экономичность. С началом Первой мировой войны увеличились грузовые перевозки, которые не могли обеспечить локомотивы с четырьмя движущими осями. Это вынудило Министерство путей сообщения расширить производство 0-5-0. Испытания, проведенные Ю.В. Ломоносовым, вновь подтвердили высокие характеристики паровозов Э. Сравнивая их с другими отечественными локомотивами, профессор не раз подчеркивал, что они лучше всего подходят для российских условий и эта оценка оказалась верной на много лет вперед. Осенью 1919 г. Ломоносов заявил В.И. Ленину и Л.Д. Троцкому, что если не предпринять необходимые меры, то в 1920 г. железные дороги остановятся. Кстати, тогда его прочили на пост народного комиссара путей сообщения. Несмотря на успешную деятельность, миссию собирались закрыть чуть ли не с ее образования. Набирали силу и противники производства паровозов за границей. И в 1922 г. РЖМ, как самостоятельное учреждение, была ликвидирована. В 1924 г. появилось заключение о деятельности РЖМ, в котором игнорировались ее достижения, а Ломоносов обвинялся в растрате крупных денежных средств. На родину он не вернулся. С 1921 по 1924 г. в Швеции и Германии выпустили 1200 паровозов серии Эш и Эг, отличавшихся высоким качеством исполнения, тщательной отделкой и полной взаимозаменяемостью деталей, что позволило железным дорогам быстрее выйти из кризиса. Даже в 50-е гг., после многолетней эксплуатации, железнодорожники особо ценили их. А в России в 1912-1925 гг. произвели чуть больше 1 500 Э. Уже в 20-е гг. эти локомотивы работали на самых важных направлениях, вытеснив с них "щук" и "овечек". Поразительные живучесть и неприхотливость, сочетавшиеся с высокими мощностью и экономичностью, обеспечили Э небывалое долголетие. Они водили поезда по любым дорогам, равнинным, с крутыми подъемами и кривыми, обладали оптимальными параметрами, были просты, удобны в обслуживании и ремонтах. Железнодорожники прозвали их "эховскими машинами", видимо, в честь многочисленных Эх Харьковского завода, а локомотивы из Швеции и Германии именовали "эша" и "эга".
"Эховские машины", наряду с новыми локомотивами советской постройки, несли службу и в 1930-е гг., и в Великую Отечественную, и после нее. Они были лучшими товарными дореволюционной постройки и безотказно трудились на железных дорогах, а потом и на заводских ветках. Последние из них вывели из эксплуатации лишь в конце 1970-х. Некоторые, к счастью, превратили в памятники и музейные экспонаты.
Леонид МАКАРОВ, инженер, Журнал "Техника-Молодежи", 9-2005; серия "Железнодорожный музей" Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|