"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → Иосиф Сталин
"ИОСИФ СТАЛИН"
В начале 1930-х был создан мощный грузовой паровоз для обновлявшегося транспорта, однако аналогичной пассажирской машины еще не существовало. Локомотивы серии М не оправдали возлагавшихся на них надеж, поэтому потребность в паровозе, одинаково пригодном для вождения тяжелых пассажирских и курьерских поездов, не отпала. Время торопило, и решение отыскали быстро - используя компоновку и основные узлы "Феликса Дзержинского", получить пассажирский локомотив той же мощности. Огромный котел "Феликса Дзержинского" и блок цилиндров подошли новому паровозу почти без переделок. Под котлом свободно разместились 4 движущие колесные пары диаметром по 1850 мм, что обеспечивало быстроходность, а нагрузка в 20т на каждую из них предопределила рекордную для пассажирской машины силу тяги. Для поддержки массивной топки заднюю тележку пришлось выполнить двухосной, причем ее конструкцию позаимствовали у приобретенных в США экспериментальных локомотивов. Требования правильной "развески" машины продиктовали и необходимость использования одноосной передней тележки, хотя для скоростной машины больше подходила двухосная. Бегунок взяли у ФД, как и множество вспомогательных агрегатов. Рама также была заокеанского типа, брусковая, выполненная из толстых 125-мм спальных полос.
Разумеется, паровоз снабдили "стокером", механическим углеподатчиком, что обеспечивало получение высокой мощности - топку площадью 7 м2 было невозможно "прокормить" углем вручную. Для размещения солидных запасов топлива и воды разработали новый 6-осный тендер с оригинальными, скошенными краями бортов.
Первые паровозы собрали в 1932-1935 гг. в Коломне, после чего серийное производство поручили Луганскому заводу, располагавшему нужными мощностями и особыми технологическими процессами, необходимыми для выпуска "американцев". Известен случай на Октябрьской железной дороге, где только начинали трудиться эти могучие локомотивы. Из Ленинграда отправили поезд с послом США, ведомый "Пасификом" серии Л. В пути сломалось дышло внутренней машины, и состав простоял 2 ч. Вызванные на помощь два "Сормовских" не смогли наверстать опоздание, назревал скандал. Тогда в голову поезда поставили ИС, приказав машинисту: "Гони, для тебя нет ограничения скорости!" Паровоз развил до 160 км/ч и прибыл в Москву с опережением графика на минуту...
К сожалению, слишком большая нагрузка на ось затрудняла широкое распространение этих паровозов, официально признанных "основными пассажирскими". Слабые пути и не обновлявшиеся с дореволюционных времен депо не позволяли выпускать их на многие магистрали. Как и ФД, ИС оказались неэкономичными, сложными в ремонте и обслуживании, не в пример локомотивам традиционно российской конструкции. Паровые цилиндры развивали слишком большое усилие, не соответствовавшее сцепному весу, - паровозы были склонны к пробуксовке, но, благодаря имени, оставались вне критики.
До начала Великой Отечественной войны выпустили 649 машин. Последние, эвакуированные вместе с оборудованием Ворошиловградского (Луганского) завода в Улан-Удэ, заканчивали в 1942 г. и больше к их постройке не возвращались. Всему приходит конец. Появились пассажирские тепловозы и электровозы, способные заменить эти локомотивы. Переименованные в связи с разоблачением культа личности в ФДП (п -пассажирский), с переделанными тендерами, надставленными дымовыми трубами, разными - дисковыми и спицевыми колесами, они служили до начала 1970-х. Они никогда не применялись на второстепенных линиях и уходили, как герои, с главных путей. Леонид Макаров, инженер, член Всероссийского общества любителей железных дорог.
Журнал "Техника-Молодежи", 4-2006; серия "Железнодорожный музей" Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|