"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → Электровоз ОР22
ПЕРЕДАВАЯ ЭСТАФЕТУ
Под редакцией инженера путей сообщения В. РАКОВА Одна из наиболее важных проблем при электрификации железных дорог - выбор системы тока. Поэтому к ней во всех странах относятся с величайшей серьезностью и ответственностью. Все это хорошо понимали специалисты электротяги. Именно поэтому в решении I Всесоюзной конференции по электрификации железнодорожного транспорта было записано: "...впредь, до опытной проверки электровозов, работающих на однофазном переменном токе нормальной частоты, электрификацию железных дорог вести на постоянном токе напряжением 3000 В". Казалось вполне логичным применение в нем двигателей от электровозов постоянного тока и ртутных выпрямителей, применяемых на подстанциях городского и пригородного транспорта и выпускавшихся серийно. Это объяснялось стремлением исключить дорогую и длительную разработку принципиально нового оборудования. При таком подходе достаточно было построить лишь одну опытную машину. Для ее испытаний годился электрифицированный участок небольшой протяженности, например, экспериментальное кольцо на станции Щербинка под Москвой. Именно так и развивались дальнейшие события.
В 1934 году НКПС выдал московскому заводу "Динамо" .задание на проектирование и постройку опытного электровоза с питанием от сети переменного тока промышленной частоты напряжением 20 кВ. Эту работу возглавил в ту пору молодой инженер, а ныне доктор технических наук Б. Н. Тихменев. Перед динамовским коллективом стояла далеко не простая задача. Вновь создаваемый локомотив должен был сыграть роль пробного камня. От его испытаний зависело - быть или не быть в дальнейшем на наших дорогах электровозам переменного тока.
В новой машине применили такие же тележки, как и на локомотивах серии СК, а кузов спроектировали заново, причем так, что в нем не было открытых концевых площадок. Понижающий трансформатор располагался в отдельной высоковольтной камере. К его первичной обмотке через пантограф подводилось питающее напряжение в 20 кВ, а пониженное снималось со вторичной обмотки и подавалось в соседнюю камеру. Там оно через контакторы с пневмоэлектрическим управлением поступало на ртутный выпрямитель. Хотя такие агрегаты, как уже говорилось, промышленность выпускала серийно, для опытного электровоза на ленинградском заводе "Электросила" его изготовили специально. Он отличался от серийных лишь подрессоренной опорной площадкой и системой водяного охлаждения. Вода протекала через радиатор, обдуваемый потоком воздуха от одного из вентиляторов. В марте 1937 года чертежи электровоза передали на Коломенский машиностроительный завод имени В. В. Куйбышева, присвоив серию ОР22 (однофазно-ртутный, нагрузка от колесной пары на рельсы 22 т), и обозначили ОР22-01. В октябре 1938 года динамовцы собрали новую машину. В течение года она проходила заводскую проверку и обкатку, а затем ее направили на опытное кольцо НИИ железнодорожного транспорта, где испытаниями руководил инженер В. А. Забродин. Они начались 12 декабря года и успешно закончились полгода спустя. В опытных поездках электровоз прошел почти 4000 км. Он плавно разгонялся и быстрее, чем локомотив серии ВЛ22, выходил на рабочий режим.
В начале Великой Отечественной войны электровоз разобрали. Тележки передали в депо для подмены на серийных машинах ВЛ22, а преобразовательный агрегат (трансформатор, ртутный выпрямитель и реактор) превратили в передвижную тяговую подстанцию.
Постройка и испытания локомотива ОР22-01 подтвердили перспективность системы переменного тока, широко применяемой сегодня на железнодорожной сети Советского Союза. Проверенные еще в довоенное время конструктивные идеи в дальнейшем легли в основу многих применяемых и поныне электровозов переменного тока. ОЛЕГ КУРИХИН, кандидат технических наук.
Осевая формула...................................0-30-0+0-30-0 На схеме цифрами обозначены: Журнал "Техника-Молодежи", 12-1980 Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|