"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Интересное → Магистральный тепловоз серия Щэл 1
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЗ СЕРИЯ Щэл 1
Под редакцией инженера путей сообщения В. РАКОВА 5 августа 1924 года из мастерской Балтийского судостроительного завода в Ленинграде вышел в пробную поездку первый в мире магистральный тепловоз, построенный по проекту профессора Электротехнического института Я. Гаккеля. История этого локомотива восходит к 1904 году. Уже тогда необходимость в магистральных тепловозах сознавали многие русские передовые инженеры и ученые. Потому-то Россия и стала родиной оригинальных проектов таких машин. К разработке своего тепловоза Гаккель приступил в мае 1921 года, когда на железных дорогах Советской Республики не хватало паровозов, вагонов, угля. Первый проект локомотива с дизельным двигателем мощностью 600 л. с. он представил в Высший технический совет НКПС. Члены совета высказали ряд возражений. Это, однако, не смутило автора, и он обратился к профессорам В. Миткевичу, М. Шателену, Г. Графтио. Они одобрили проект и на заседании Госплана 4 июня 1921 года высказались за его реализацию. Чувствуя поддержку научной общественности и Госплана, Гаккель упорно совершенствовал свой тепловоз. И прежде всего ввел в него дизель мощностью 1000 л. с.
Для всестороннего изучения проблемы при Высшем совете народного хозяйства по решению Госплана создали комитет под председательством профессора Н. Щукина. 19 декабря 1922 года на заводе "Электрик" начали изготовлять тяговые электродвигатели, 20 января 1923 года - раму и тележки на заводе "Красный путиловец", 23 июня 1923 года - механизмы и кузов на Балтийском заводе. Генераторы ранее изготовил завод "Вольта". Они предназначались для подводной лодки "Язь". Впоследствии Гаккель вспоминал: "Все агрегаты были изготовлены из русских материалов русскими рабочими, техниками и инженерами". Иностранными на тепловозе были лишь шведские подшипники да английский дизель, снятый с русской подводной лодки "Лебедь". Переделкой и испытаниями дизеля на Балтийском заводе руководил профессор Б. Ошурников.
Завершение работ планировалось на август - сентябрь, но наводнение 23 августа 1924 года сорвало сроки. Все десять электродвигателей локомотива пропитались водой. Пришлось их ремонтировать и восстанавливать. И лишь 4 ноября локомотив в разобранном виде переправили портовым краном через Неву и собрали на погрузочных путях Гутуевского острова. Через два дня первый машинист тепловоза инженер Б. Даринский в 14 часов 41 минуту доставил новый локомотив на станцию Ленинград-1 и передал его в депо 1-го участка Службы тяги Октябрьской железной дороги. 7 ноября 1924 года трудящиеся Ленинграда увидели первый в мире магистральный тепловоз. Он совершал пробег до станции Обухове и обратно. Его кузов украшала надпись: "Построен в 1924 г, в Ленинграде по проекту Я. М. Гаккеля. В память В. И. Ленина".
Первичным двигателем на тепловозе служил дизель мощностью 1000 л. с. Его вал соединялся с двумя генераторами независимого возбуждения. Один из них использовался в качестве стартера, питаемого от аккумуляторной батареи на 110 В. У каждого генератора ток достигал 1500 А, а напряжение изменилось от 30 до 380 В. При параллельном соединении генераторов максимальный ток возрастал до 3000 А, а при последовательном - предельное значение напряжения увеличивалось до 760 В. Управление тягой велось за счет параллельного или последовательного включения генераторов и изменения возбуждающего тока. При этом число оборотов вала дизеля не изменялось и поддерживалось постоянным с помощью центробежного регулятора.
Тяговые двигатели - каждый мощностью 100 кВт - подвешивались на пружинах и были связаны с движущимися осями локомотива через одноступенчатые редукторы с передаточным числом 4,625. Тележки для тепловоза создавались под руководством профессора А. Раевского и инженера К. Шишкина. Все три тележки поворачивались, а две крайние еще и перемещались вдоль кузова. Благодаря этому локомотив вписывался в кривые железнодорожного пути радиусом 150 м.
17 января 1925 года тепловоз торжественно встречали в столице. Г. М. Кржижановский в своей речи сказал: В период проектирования, постройки и испытаний локомотив в честь Гаккеля обозначали Гэ1. Железнодорожники 20-х годов первенец отечественного тепловозостроения обозначали Юэ № 002, Щ-ЭЛ-1 и, наконец, Щэл1. Под этим подразумевалось, что он равен по мощности паровозу серии Щ, содержит электрическую передачу, построен первым. Именно этот локомотив открыл эру магистрального тепловозостроения. Как было записано в приемном акте Государственной комиссии, он "заслуживает быть отмеченным на страницах истории железнодорожной техники".
ОЛЕГ КУРИХИН, кандидат технических наук.
Осевая формула............1-30-0+0-40-0+0-30-1 Н а с х е м е: Журнал "Техника-Молодежи", 1-1980 Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|