"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
|
Из истории Вентспилсской узкоколейки...
Во время первой мировой войны инженерная служба немецких оккупационных властей окутала западную часть латвии сетью узкоколейных железных дорог. Железные дорогт строилиси очень быстро, «на скорую руку» и без доргих раздумий. Протяженность сети дорог превышала 1000 км, а количество малюток-локомотивов приближалось к ста. Дороги служили как для военных нужд, так и для экспортных – по ним в Германию вывозили латвийский лес.
В Вентспилсском округе узкоколейка связывала город с рыболовными поселками и проходила от Вентспилса через Мазирбе и Дундагу до Талси и Стенде с ответвлениями на Рою и Мерсрагс. В мирное время узкоколейка была дорогой общего пользования, перевозила пассажиров и лесоматериалы. Но вскоре с развитием автомобильных перевозок, узкоколейки утратили свое значение. Уже в конце 60-х вентспилсские и другие узкоколейки перестали действовать.
В Вентспилсе для сохранения исторического наследия железных дорог нашлись энтузиасты, понимающие, на сколько важно сохранить паровозы, узкоколейку и строения для истории.
В 1963 году музей приобрел паровоз и вагоны, проложили пути. Но вышла промашка – повороты вышли очень крутые. И в результате поезд мог ходить только взад и вперед по прямому учястку дороги. Но и этого оказалось достаточно, чтобы узкоколейка завоевала популярность у посетителей музея.
В 1995 году были проведены работы по реконструкции пути. И с тех пор в вентспилсском Приморском музее действует замкнутая ветвь узкоколейки длиной 1,3 километра. В последние годы значительно пополнился подвижной состав – были приобретены велодрезина и еще два локомотива: паровоз немецкого производства и локотрактор. Вагоны приобрели свой первозданный вид. Они отремонтированы и, согласно данным исследований, выкрашены в цвета, в которые были выкрашены на заводе.
Сейчас сотрудники музея подготовили проект развития узкоколейки вентспилсского Приморского музея до 2009 года. Хотелось бы полностью восстановить и депо, и станции, и чтобы все их детали соответствовали их историческим данным.
На фото: Работники депо узкоколейной жд 20-х годов на станции Вентспилс II, которое с 1916-1928 года находилось на територии свободного порта.
Прислал: Андрей Винтер (Вентспилс, Латвия)
Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|