"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
|
МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА ВЛ10У
Механическая часть электровоза ВЛ80т, идентичная механической части ВЛ10у, уже была достаточно подробно описана (→ см. сюда). Чтобы не повторяться, расскажем лишь о характерных особенностях машины, касающихся в основном электрооборудования.
Локомотив предназначен для работы на магистральных железных дорогах с питанием от постоянного тока напряжением 3000 В. Его электрическое оборудование рассчитано на надежную работу при амплитуде в контактной сети от 2200 до 4000 В.
На ВЛ10у установлено восемь тяговых двигателей ТЛК-2К1, имеющих последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от двигателя на колесные пары передается двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей.
ЭЛЕКТРОВОЗ ПОСТОЯННОГО ТОКА ВЛ10У:
1 - лобовой прожектор, 2 - помехоподавляющий дроссель, 3 - конденсатор, 4 - проходной изолятор главного ввода, 5 - шахта вентиляции, 6 - люк выхода на крышу, 7 - свисток, 8 - токоприемник (пантограф), 9 - токоведущая шина-угольник, 10 - опорный изолятор, 11 - высоковольтный разъединитель, 12 - межсекционный мостик, 13 - вилитовый разрядник с регистратором срабатываний, 14 - трап, 15 - дефлектор, 16 - люк песочницы, 17 - гибкое межкузовное соединение, 18 - изолятор антенного ввода, 19 - жалюзи забора воздуха, 20 - антенна, 21 - блок контура с разъединительным конденсатором, 22 - тифон, 23 - соединительные рукава тормозных магистралей, 24 - низковольтные провода, 25 - автосцепка, 26 - соединительные рукава, 27 - подножка, 28 - запасной резервуар, 29 - розетки межсекционных соединений, 30 - таблички штепсельного соединения, 31 - штепсельное соединение, 32 - ящик аккумуляторной батареи, 33 - расцепной рычаг, 34 - коробка для монтажа проводов, 35 - концевой кран.
Для регулирования частоты вращения тяговых двигателей предусмотрено три вида их соединения: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное. Электрические цепи локомотива получают питание от контактного провода через токоприемники, обеспечивающие надежный токосъем при любых скоростях движения.
Кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, действует система рекуперативного торможения, значительно повышающая безопасность движения поездов и обеспечивающая большую экономию электроэнергии, уменьшение износа бандажей и тормозных колодок. При рекуперативном торможении механическая энергия с вращающихся осей колесных пар передается на валы тяговых двигателей, которые трансформируют ее в электрическую, а та, в свою очередь, возвращается (рекуперируется) в контактную сеть и поступает к другим электровозам или в энергосистему.
Электрическое, пневматическое и другое оборудование размещено в сочлененном двухсекционном кузове с концевым расположением постов управления (кабин машиниста). Секции ВЛ10у отличаются друг от друга: ту, в которой установлен быстродействующий выключатель силовых цепей, принято считать 1-й, и кабина машиниста этой секции называется кабиной № 1.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ:
1 - лобовой прожектор, 2 - помехоподавляющий дроссель, 3 - конденсатор, 4 - проходной изолятор главного ввода, 5 - шахта вентиляции, 6 - люк выхода на крышу, 7 - свисток, 8 - токоприемник (пантограф), 9 - токоведущая шина-угольник, 10 - опорный изолятор, 11 - высоковольтный разъединитель, 12 - межсекционный мостик, 13 - вилитовый разрядник с регистратором срабатываний, 14 - трап, 15 - дефлектор, 16 - люк песочницы, 17 - гибкое межкузовное соединение, 18 - изолятор антенного ввода, 19 - жалюзи забора воздуха, 20 - антенна, 21 - блок контура с разъединительным конденсатором, 22 - тифон, 23 - соединительные рукава тормозных магистралей, 24 - низковольтные провода, 25 - автосцепка, 26 - соединительные рукава, 27 - подножка, 28 - запасной резервуар, 29 - розетки межсекционных соединений, 30 - таблички штепсельного соединения, 31 - штепсельное соединение, 32 - ящик аккумуляторной батареи, 33 - расцепной рычаг, 34 - коробка для монтажа проводов, 35 - концевой кран.
В средней части каждой секции расположена высоковольтная камера (ВВК) с электроаппаратурой, предохраняемая сетчатым ограждением. Двери камеры имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприемнике. Электрическая аппаратура, обладающая высокой надежностью, - блочной схемы, что значительно облегчает ее обслуживание и ремонт. Узлы аппаратуры, сильно нагревающиеся во время работы, находятся под принудительным охлаждением. Воздух к ним подается по воздухопроводу от центробежного вентилятора. Расположение оборудования внутри кузова обеспечивает свободный проход и доступ для осмотра электрической аппаратуры.
Оборудование, размещенное на крыше, служит для обеспечения нормального токосъема и подачи высокого напряжения с контактного провода к силовой аппаратуре. Различие в его расположении на крышах 1-й и 2-й секций видно из рисунка. Высоковольтные аппараты соединены в электрическую цепь медными шинами, гибкими проводами (шунтами) и установленными на опорных изоляторах стальными шинами-угольниками.
В размещении оборудования на торцевых стенках 1-й и 2-й секций также есть различия. Здесь установлены розетки межсекционных соединении и специальные коробки для монтажа высоковольтных и низковольтных проводов.
Для поддержания в кузове давления выше атмосферного, а это необходимо, чтобы запыленный воздух не проникал через неплотности обшивки, предусмотрен выброс в кузов нагнетаемого вентилятором воздуха. При этом избыточное давление внутри локомотива составляет примерно 3 мм вод. ст.
Сжатый воздух используется для питания тормозов, аппаратов цепи управления, блокировки высоковольтной камеры и люка, подачи звуковых сигналов и форсунок песочниц. Тормозное оборудование - типовое для всего локомотивного парка страны.
При ведении тяжеловесных поездов на спуске возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе.
КОМПОНОВКА ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ10У:
1 - отключатель двигателей, 2 - блок пусковых резисторов, 3 - переключатель направлений, 4 - мотор-вентилятор, 5 - плафон освещения, 6 - готовальня ЗИП, 7 - быстродействующий выключатель, 8 - главные воздушные резервуары, 9 - дешифратор, 10 - ящик ЗИП, 11 - агрегат мотор-компрессора, 12 - кабельный желоб, 13 - балласт, 14 - блок аппаратов № 1, 15 - блок аппаратов № 2, 16 - ограждение высоковольтной камеры, 17 - преобразователь, 18 - санитарный узел, 19 - приемопередатчик поездной радиосвязи, 20 - компрессор для подъема токоприемника (пантографа).
ТЕЛЕЖКА:
1 - листовая рессора, 2 - пружина рессорной системы, 3 - подвеска тормозной системы, 4 - подвеска тягового двигателя, 5 - тормозной цилиндр, 6 - тяга тормозной системы, 7 - бандаж колесной пары, 8 - реборда колеса, 9 - букса, 10 - рама, 11 - колесная пара, 12 - тяговый двигатель, 13 - кронштейн лючечного подвешивания, 14 - шаровая связь, 15 - рычаг ручного тормоза, 16 - колесо зубчатой передачи, 17 - вентиляционный люк тягового электродвигателя.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ10У
Род службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .грузовой
Осевая формула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2(20 - 20)
Напряжение на токосъемнике, кВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Мощность, кВт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5360
Сила тяги, тс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39,5
Скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48,7
Конструктивная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости 10 км/ч, м . . . . . 125
Масса 2/3 запаса песка, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200±4
Давление от оси на рельсы, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25±0,5
Электрическое торможение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . рекуперативное
Подвеска тяговых двигателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .опорно-рамная
ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА:
крыша, крышки люков, прожекторы, оборудование и детали на крыше - светло-серые;токоприемники, токоведущие шины, звезды на лобовых частях кузова - красные;боковые и лобовые поверхности кузова от крыши до нижней уширенной части (исключая поручни и дверные ручки) - светло-зеленые;контрастные полосы на лобовых частях кузова - флюоресцентные, оранжево-красные;водосточные желобки на лобовых частях кузова и над входными дверями, гербы, таблички, буквы, цифры, обода прожекторов - лак с добавлением алюминиевой пудры;нижняя уширенная часть кузова, путеочиститель - темно-зеленые;трапы и поручни на лобовых частях кузова, нижние накладки на путеочистителях, ходовая часть, колесные центры, тормозные тяги, детали пневматической проводки, ящики аккумуляторных батарей и прочее оборудование под кузовом - черные;бандажи колесных пар с наружной стороны - белые.На лобовых частях кузова электровозов тбилисского завода вместо звезды располагается надпись "ТЗВЗ" на русском и грузинском языках, а металлическая накладка с надписью "ВЛ10У " и порядковым номером локомотива окрашивается в красный цвет.
Эмблема завода (на чертеже она условно показана штриховой линией) представляет собой стилизованные буквы "ТЭ" и крепится на правом борту каждой секции ниже надписи "ВЛ10У " и порядкового номера.
Чтобы посмотреть(закачать) чертежи и картинки большего размера см. сюда →Чертежи→ВЛ10У.
Источник: Е.Чернов, П.Чернов "Тяжеловозы стальных магистралей", журнал "Моделист-Конструктор", 11-1987.
Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|