"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея
Картинная галерея
Марки
Моделизм
Чертежи
Техсправка
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки
©2002-2011 А.В.Калиниченко
Все права защищены.
Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


ГлавнаяТехсправкаО паровозахОсновные серии паровозов

§5. Основные серии паровозов железных дорог СССР

Грузовые паровозы

  Паровоз серии О типа 0-4-0 небольшой мощности - один из старейших паровозов, строившийся в начале ХХ века - в 50-х годах использовался на маневровой и вспомогательной работе. Машина на большинстве паровозов этой серии двухцилиндровая, двукратного расширения (компаунд).
  Имеется несколько разновидностей этого паровоза: ОВ , ОД , ОП , ОК и ОЧ, отличающихся системой парораспределительного механизма, паровой машины и наличием пароперегревателя.

  Паровоз серии Э типа 0-5-0 средней мощности имеет котёл с поверхностью нагрева около 200 м2, с давлением пара 12 ати, колосниковой решёткой площадью 4,2 м2 и с пароперегревателем. Машина паровоза двухцилиндровая, однократного расширения.
  С 1926 г. паровозы серии Э строились с усиленным пароперегревателем, несколько увеличенной колосниковой решёткой и рядом других усовершенствований, и им была присвоена серия ЭУ.
  В 1931 г. паровоз серии ЭУ подвергся дальнейшей модернизации. Котловое давление было повышено до 14 ати, соответственно были усилены детали движущего механизма паровоза, и он получил название ЭМ.
  В 1934 г. паровоз серии ЭМ был ещё раз реконструирован. Изменению подвергся котёл, топка которого была удлинена; это дало возможность увеличить площадь колосниковой решётки до 5,09 м2. Этим паровозам была присвоена серия ЭР.
  При возобновлении постройки паровозов серии ЭР после Великой Отечественной войны был дополнительно усилен пароперегреватель, введена централизованная смазка букс, установлен скоростемер и проведён ряд других усовершенствований.

  Паровоз серии Е типа 1-5-0 имеет различные индексы. Построенные в 1915-1917 гг. паровозы серий ЕК , ЕС, ЕФ и ЕЛ имеют поверхность нагрева котла около 240 м2, площадь колосниковой решётки 6 м2 и двухцилиндровую машину однократного расширения.
  Паровозы серий ЕА и ЕМ постройки 1944-1946 гг. отличаются от первых рядом усовершенствований и имеют усиленный пароперегреватель, механический углеподатчик, воздушный реверс, централизованную смазку букс и т. д.
  Спроектирован паровоз серии Е русскими инженерами и строился в Америке.

Рис.3 Паровоз серии СО (98,6kb)   Паровоз серии СО типа 1-5-0 - средней мощности. Построен на базе экипажной части и машины паровоза серии ЭМ. Котёл паровоза имеет поверхность нагрева 227,4 м2, колосниковую решётку площадью 6 м2. Наличие на паровозе серии СО бегунка улучшило прохождение его по кривым участкам пути в сравнении с паровозом серии ЭМ , что позволило увеличить конструктивную скорость.
  Паровозы серии СО до войны строились также с тендером-конденсатором (СО19) и с водоподогревателем в тендерном баке (СО18). Обычные паровозы этой серии обозначены СО17.

Рис.4 Паровоз серии ФД (88kb)   Паровоз серии ФД типа 1-5-1 являлся мощным грузовым паровозом. Он имеет котёл с поверхностью нагрева 295 м2 давлением пара 15 ати и площадью колосниковой решётки 7,04 м2. На паровозе установлены механический углеподатчик мощный пароперегреватель и воздушный реверс. Вначале паровозы серии ФД строились с нагрузкой от оси на рельс 20т Впоследствии на паровозе был поставлен более экономичный широко-трубный перегреватель, усилена рама и внесён ряд улучшений. В связи с этим нагрузка от оси на рельс была увеличена до 21 т.

   Паровоз серии ТЭ (52) типа 1-5-0 строился на различных заводах Западной Европы в период второй мировой войны.
  Котёл паровоза имеет поверхность нагрева 177,6 м2 и площадь колосниковой решётки 3,9 м2. Сцепной вес паровоза 75 т, диаметр движущих колёс 1 400 мм. Паровозы строились с брусковой и листовой рамами.

Рис.5 Паровоз серии Л (146kb)   Паровоз серии Л типа 1-5-0 - средней мощности; по тяговым характеристикам он лучше паровозов ЕА и СО.
  Поверхность нагрева котла составляет 222,3 м2, площадь колосниковой решётки 6 м2. Паровоз имеет сцепной вес 91 т и среднюю нагрузку от оси на рельс 18,2 т, что давало возможность эксплуатировать его на всей сети железных дорог без существенных ограничений скорости на лёгких типах рельсов. В 1952 г. паровоз был улучшен в направлении усиления цилиндров, некоторых деталей движущего и парораспределительного механизмов, а также экипажа и котла.
  В 1952-1954 гг. выпущено 17 паровозов серии Л, оборудованных буксами с роликовыми подшипниками.

Рис.6 Паровоз серии ЛВ (129kb)   Паровоз серии ЛВ типа 1-5-1 имеет котёл с поверхностью нагрева 237 м2 и площадью колосниковой решётки 6,45 м2. Постоянный сцепной вес, так же как и у паровоза Л, равен 91 т. При включении увеличителя сцепного веса сцепной вес паровоза увеличивается до 99 т.
  На паровозе установлен водоподогреватель типа смешения. Значительная часть деталей паровоза взаимозаменяема с паровозом серии Л, ряд деталей усилен. Некоторое количество этих паровозов имеют роликовые осевые подшипники.

* * *

Рис.7 Сочлененный паровоз типа 1-4+4-2 (112kb)   Как уже отмечалось, в 1954-1955 гг. построено несколько опытных паровозов типа 1-4+4-2. Эти паровозы, находились в опытной эксплуатации, оборудованы повышенной производительности углеподатчиком, водоподогревателем и инжекторами, а также роликовыми осевыми подшипниками и другими совершенными устройствами. К паровозу прицеплен восьмиосный тендер.

 

Пассажирские паровозы

Рис.8 Паровоз серии Су (89,6kb)   Паровоз серии СУ типа 1-3-1 - наиболее распространённый пассажирский паровоз средней мощности. Этот паровоз строился с перерывами до 1951 г.
  На протяжении всего периода постройки паровоз СУ совершенствовался. На сети железных дорог работали паровозы этой серии четырёх выпусков, конструктивно отличающихся один от другого.
  К первому выпуску относятся паровозы СУ, строившиеся в 1925-1929 гг., ко второму - в 1932-1934 гг. и к третьему, - выпускавшиеся после 1935 г.
  Паровозы СУ третьего выпуска, строившиеся в период с 1939 по 1941 г., были модернизированы: оборудованы вентиляторным дымососом, водоподогревателем в тендере, паровым воздухоподогревателем и обозначены серией СУМ. Однако вследствие того, что вентиляторная тяга ограничивала возможности полного использования мощности паровоза, вентиляторный дымосос, начиная с 1955 г., на паровозах СУМ (а также и на паровозах СО) при ремонте заменялся конусом. Одновременно снимались ненадёжно работавшие воздухоподогреватель и водоподогреватель. При этом серия СУМ изменяется на СУ.
  Паровозы СУ послевоенной постройки в период с 1947 по 1951 г. (четвёртый выпуск) оборудованы усиленным пароперегревателем, улучшенным парораспределением и имеют ряд других усовершенствований. Конструктивная скорость паровоза СУ - 130 км/час, средняя нагрузка от оси на рельс - 18т.

Рис.9 Паровоз серии ИС (107kb)   Паровоз серии ИС типа 1-4-2 - мощный пассажирский паровоз, предназначенный для вождения тяжёлых пассажирских поездов.
  Котёл паровоза серии ИС взаимозаменяем с котлом паровоза серии ФД. Двухцилиндровая паровая машина паровоза ИС по основным размерам соответствует паровой машине паровоза серии ФД.
  Конструктивная скорость паровоза - 130 км/час, сцепной вес 82 т при средней нагрузке от оси на рельс 20,5 т.

Рис.10 Паровоз серии П36 (110kb)   Паровоз типа 2-4-2, обозначенный П36, - мощный пассажирский паровоз, имеющий ряд конструктивных усовершенствований. Поверхность нагрева котла - 242 м2, колосниковая решётка площадью 6,75 м2 и пароперегреватель - площадью около 132 м2. Движущие колеса имеют диаметр 1 850 мм.
  Сцепной вес паровоза составляет 74 т и средняя нагрузка от оси на рельс - 18,5 т.
  Паровоз оборудован механическим углеподатчиком, механическим приводом для прокачивания колосников, водоподогревателем типа смешения, роликовыми подшипниками, установленными во всех буксах паровоза и тендера, а также на шейках пальцев ведущей оси.
  На испытаниях паровоз типа 2-4-2 развивал мощность, близкую к мощности паровоза ИС, превышающую почти в 2 раза мощность паровоза СУ, и являлся одним из экономичных паровозов с механическим отоплением.

  См. также:
→ §1. Виды локомотивов
→ §2. Развитие паровозостроения
→ §3. Схема устройства и процес работы паровоза
→ §4. Классификация паровозов
...

  Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. - М.: ГТЖДИ, 1955

Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
Hosted by uCoz