Ф О Т О М А Г И С Т Р А Л Ь
сайт, посвященный железным дорогам Украины, России, Беларуси и других стран бывшего СССР,
в частности Южной железной дороге
Главная
Южная ЖД
Фотогалерея ~
Рисунки и марки
Моделизм
Чертежи
Интересное
Об авторе и друзьях
Ссылки

По всем вопросам, в т.ч. размещения фотографий обращаться на e-mail: ukrtrains@yandex.ru
©2002-2013 А.В.Калиниченко
При использовании мариалов с сайта ссылка на сайт "Фотомагистраль" обязательна.

Южная ЖД (официальный сайт) Неофіційна Південна

Стальное Кольцо Южной магистрали Станция Лубны ЮЖД

Станция Гребенка ЮЖД


1-100101-192
Эр762-02
на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр762-02
на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр762-02
и Эр774-40, Эр775-771, Эр776-11 на станции Смородино, 30.03.2005
Эр766-11
Музей ЖД транспорта на Рижском вокзале г. Москва; Моск., 17.10.2009
Foto: Алексей Краснов
Эр766-11
Заводская табличка на тендере паровоза; Музей ЖД транспорта на Рижском вокзале г. Москва; Моск., 17.10.2009
Foto: Алексей Краснов
Эр766-11
на путях Музея ЖД транспорта на Рижском вокзале г. Москва; Моск., 17.10.2009
Foto: Алексей Краснов
Эр766-26
Паровоз-памятник, ст. Помошная, Од., 12.08.2012
Foto: Логвиненко Виталий
Эр766-26
Паровоз-памятник с музейным вагоном на ст. Помошная, Од., 12.08.2012
Foto: Логвиненко Виталий
Эр766-26
Ст. Помошная, Од., 12.08.2012
Foto: Логвиненко Виталий
Эр766-26
Заводские таблички на тендере паровоза; ст. Помошная, Од., 12.08.2012
Foto: Логвиненко Виталий
Эр766-26
Букса тележки тендера паровоза; ст. Помошная, Од., 12.08.2012
Foto: Логвиненко Виталий
Эр768-10
Тендер паровоза; территория депо Симферополь, Придн., 30.08.2010
Эр771-83
в музее ж/д транспорта на станции Донецк, Дон.жд, 16.05.2009
Эр771-83
в музее ж/д транспорта на станции Донецк, Дон.жд, 16.05.2009
Эр774-11
на территории Полтавского ТРЗ; Южд, 12.02.2008
Foto: Алексей Краснов
Эр774-11
на территории Полтавского ТРЗ; Южд, 4.05.2007
Foto: Алексей Краснов
Эр774-11
на территории Полтавского ТРЗ; Южд, 30.04.2007
Foto: Алексей Краснов
Эр774-11 и Эр774-11
(в момент съемки Эр776-11 имел обозначение Эр774-11);
станция Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-11
(в день съемки имел обозначение Эр774-11) на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-11
(в день съемки имел обозначение Эр774-11) на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Заводская табличка
паровоза Эр774-11 (в день съемки имел обозначение Эр774-11) на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Тележка тендера
паровоза Эр774-11 (Эр774-11) на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-11
на станции Смородино, 30.03.2005
Эр774-29
и тепловоз ТЭП60-1078 в депо "Ромны", Южд, 22.10.2005
Эр774-29
в депо "Ромны", Южд, 22.10.2005
Паровоз Эр774-30
(на будке надпись - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
(на будке надпись - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
(на надписях - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Фрагмент тендера
паровоза Эр774-30 (надпись - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
(на надписях - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
(надпись на паровозе - Эр716-17); ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Экипажная часть
паровоза Эр774-30; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Фрагмент паровоза; на будке надпись - Эр716-17; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Тендер
паровоза Эр774-30; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Тележка тендера
паровоза Эр774-30; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
на будке надпись - Эр716-17; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Фрагмент паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Передняя часть паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Средняя часть котла паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Ходовая часть паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Фрагмент паровоза; на будке надпись - Эр716-17; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Фрагмент паровоза; на будке надпись - Эр716-17; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
Фрагмент паровоза; на будке надпись - Эр716-17; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-30
с тендером Эр774-13; Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-30
с тендером Эр774-13; Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-30
на станции Смородино, 30.03.2005
Эр774-31
(з-д МАВАГ, г. Будапешт, Румыния, 1955 г.в., зав.№ 7226) в работе как газовая котельная на одном из заводов г. Запорожье; 30.11.2009
Foto: Ирина Маляренко
Эр774-31
(з-д МАВАГ, г. Будапешт, Румыния, 1955 г.в., зав.№ 7226) в работе как газовая котельная на одном из заводов г. Запорожье; 30.11.2009
Foto: Ирина Маляренко
Эр774-31
Остатки паровой машины паровоза; г. Запорожье, 30.11.2009
Foto: Ирина Маляренко
Эр774-31
(з-д МАВАГ, г. Будапешт, Румыния, 1955 г.в., зав.№ 7226) в работе как газовая котельная на одном из заводов г. Запорожье; 30.11.2009
Foto: Ирина Маляренко
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Передняя часть паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Фрагмент паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Фрагмент паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Фрагмент паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Фрагмент паровоза; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Тендер
паровоза Эр774-40; ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
ТЧ-8 Смородино, Южн., 5.12.2009
Эр774-40
Паровоз - участник открытия реконструированного вокзального комплекса станции Основа; Южн., 15.08.2008
Foto: Werfer
Эр774-40
на открытии реконструированного вокзального комплекса станции Основа; Южн., 15.08.2008
Foto: Werfer
Эр774-40
на открытии реконструированного вокзального комплекса станции Основа; Южн., 15.08.2008
Foto: Werfer
Эр774-40
на станции Смородино, Южд, 19.04.2006
Тележка тендера
паровоза Эр774-40; станция Смородино, Южд, 19.04.2006
Эр774-40
и Эр762-02 на станции Харьков-Пассажирский, 30.03.2005
Передняя тележка тендера
паровоза Эр774-40;
ст.Смородино, 30.03.2005
Эр786-87
Паровоз-памятник на территории локомотивного депо ТЧ-1 Нижнеднепровск-Узел, Придн., 30.12.2007
Foto: Антон Перепелюк
Эр789-10
на базе запаса ст. Янов-Полесский, БЧ, 14.08.2010
Эр794-05
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр794-05
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр794-12
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр794-12
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр794-12
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр794-12
и Эр798-71, Эр798-69; БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр798-37
в депо "Ромны", Южд, 22.10.2005
Тележка тендера
паровоза Эр798-37; Ромны, Южд, 22.10.2005
Эр798-69
и Эр798-71, Эр794-42; БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр798-71
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр798-71
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр798-73
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр798-73
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр799-07
на базе запаса ст. Янов-Полесский, БЧ, 14.08.2010
Эр799-95
и Эр794-05; БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Эр799-98
БЗ Цветково, Од.жд, 14.09.2008
Паровозы серии Э
двойной тягой с составом цистерн.
Фото из газеты «Огонек».
Паровоз серии Э
на путях порта.
Фото из газеты «Огонек».
Паровоз серии Эм
с составом.
Фото из газеты «Огонек», №7, 02-1958
1-100101-192


<1-100>:
   1112   
  л 2500  
  ш 4256  
  г 52-39  
     н1     
у 677-33
у 677-49
у 681-59
у 683-21
у 684-37
 у 701-76 
м 708-89
м 720-07
м 722-81
м 725-24
м 728-23
м 731-23
м 733-08
м 733-69
м 735-76
м 736-17
 м 740-57 
р 761-96

<101-192>:
р 762-02
р 766-11
р 766-26
р 768-10
р 771-83
р 774-11
р 774-29
р 774-30
р 774-31
р 774-40
р 786-87
р 789-10
р 794-05
р 794-12
р 798-37
р 798-69
р 798-71
р 798-73
р 799-07
р 799-95
р 799-98
_?_

Паровоз Э:
  Обозначение Э паровоз получил согласно введенного в 1912 г. централизованного обозначения локомотивов - была присвоена первая из оставшихся неиспользованных букв русского алфавита.
  Впервые эскизный проект паровоза 0-5-0 был составлен В.И. Лопушинским в 1909 году. В феврале 1911 года пройдя комиссию, проект грузового паровоза был утвержден Инженерным советом МПС.
  Луганский паровозостроительный завод разработал рабочий проект и, начиная с 1912 года, начал их серийное производство.
  Первые 15 паровозов (№ 901 - 915) были построены для Владикавказской дороги. В 1913 году выпущено ещё 15 паровозов. Все были приспособлены для нефтяного отопления, имели тендеры от паровоза Ш (разработанного Владикавказской дорогой).
  В 1914 г. изготовлены следующие 28 паровозов для Северо-Донецкой дороги с угольным отоплением и по переработаному проекту. Главное изменение - увеличен диаметр цилиндров до 630 мм.
  Луганский завод усовершенствовал конструкцию паровоза - увеличена площадь колосниковой решетки на 0,26 м², увеличен диаметр цилиндров до 650 мм, увеличился вес паровоза. Чертеж получил № 9555А (с паровоза Эл7015, 1915 г.в.). Паровоз окончательно приобрел свой характерный внешний вид и основные параметры, остававшиеся неизменными до 1926 года.
  Кроме Луганского, по чертежу №9555А началось массовое строительство и на основных паровозостроительных заводах - Харьковском, Сормовском, Коломенском, Брянском и Невском, а локомотивы получали соответствующие индексы "л", "х", "с" и др.
  В войну 1914 - 1918гг. и в послевоенный период из-за тяжелого состояния металлургической промышленности, отсутствия металла для ремонта и строительства паровозов, в 1920 году руководство страны приняло решение заказать большую партию грузовых паровозов за рубежом.
  Это были паровозы серии Э по чертежам Луганского завода. В Швеции заказали 500 локомотивов (1921-1924 г.в., Эш №4000 - 4499), в Германии еще было заказано 700 локомотивов (1921-1923 г.в., Эг №5023 - 5722).
Годы постройки:1912-1925
Страна постройки:Россия, СССР, Швеция, Германия
Завод изготовитель:Луганский, Харьковский, Сормовский, Коломенский, Брянский и Невский паровозостроительные заводы
Нохаб (Швеция) и Локофербант (19 заводов, Германия)
Всего построено:1528
Род службы:Грузовой
Осевая формула:0-5-0
Длина:11456 мм
20475 мм - с тендером
Ширина:3100 мм
Высота:5212 мм
Служебный вес:80 т; 80,6 т (№9555А)
Порожний вес:70,6 т; 72,2 т (№9555А)
Диаметр движущих колес:1320 мм
Нагрузка от колесных пар:16,2 т (16,3 т - Эш, Эг)
Давление пара в котле:12 кг/см²
Температура пара:300 °С
Поверхность нагрева котла:164 м², 207 м² (№9555А)
Поверхность нагрева пароперегревателя:45 м², 50,9 м² (№9555А)
Площадь колосниковой решётки:4,2 м² (первые 58 паровозов)
4,46 м² (№9555А)
Кол-во жаровых труб:27 (позже 25)
Кол-во дымогарных труб:166 (первые 58 паровозов)
184 (186) (№9555А)
Диаметр цилиндров:600 (первые 30 паровозов)
630 (28 паровозов)
650 мм (№9555А)
Ход поршня:700 мм
Мощность:790 л.с.
Скорость:50 км/час; 65 км/час

Паровоз Эу:
  В 1923 г. стал вопрос о недостаточной температуре перегретого пара паровозов Э, Эш, Эг. На Брянском заводе был разработан проект переделки паровозов серии Э.
  Пароперегреватель разместили в 32 жаровых трубах вместо 25, что снизило потери давления пара в нем и дало небольшой выигрыш по мощности. При этом сократилось количества дымогарных с 188 до 157.
  Испаряющая поверхность котла уменшилась с 207 до 195,2 м², поверхность нагрева пароперегревателя увеличилась с 50,6 до 66 м². Температура перегретого пара возросла с 300 до 350°С, что повысило экономичность.
  Вместо 4-трубного 2-оборотного перегревателя Шмидта применили 6-трубный 1-оборотный перегреватель Чусова. Также предусмотрена установка водоподогревателя, заимствованная Брянским заводом у фирмы "Кнорр".
  С 1926 года начался серийный выпуск новых паровозов Э. Нумерация паровозов состояла из буквенной серии Э с точкой, затем шла трехзначная цифровая серия, и через тире - двухзначный номер от 01 до 99. По новой нумерации серия Эу начиналась с Э.677-01. Индекс "у", что означает "усиленный", появился в 1930 году.
  Свой характерный силует - трехколпачковый - паровозы Эу приобрели только с 1927-1928 гг. и составляли подавляющее большинство из всех разновидностей паровозов Эу. До этого они мало чем отличались от обычных паровозов Э.
  Водоподогреватели, работавшие крайне неудовлетворительно, на паровозах серии Эу с средины-конца 1930 года не устанавливали, как и водоочистительные колпаки. Паровозы снова стали двухколпачковыми, отличаясь от серии Э увеличенным пароперегревателем, и выпускались до 1932 года. Вес паровозов снизился с 85 до 81,5 т, а при введении железных топок - до 79,3 т.
  Паровозы, поступившие на железные дороги НКПС, имели цифровые трехзначные серии 677 — 686, 699 — 715, 717, причем цифры 707 — 710, 712 — 715 и 717 использовались для обозначений как паровозов серии Эу, так и серии Эм.
  В разные годы паровозов серии Эу было построено: 1926 г. - 71 (вместе с серией Э), 1927 г. — 182, 1928г. — 308, 1929г. — 408, 1930г. — 765, 1931 г. — 801 (вместе с паровозами серии ЭМ).
  В 1930 г. в приказном порядке конструкционная скорость паровозов Э всех индексов была увеличена с 50 до 65 км/час, соответственно увеличилась и мощность.
  С 1938 г. происходила централизованная модернизация многих паровозов. На них устанавливалось электроосвещение, задние автосцепки (спереди оставалась винтовая упряжь), кипятильные трубы и многое другое.
Годы постройки:1926-1931
Страна постройки:СССР
Завод изготовитель:Луганский, Харьковский, Сормовский, Коломенский и Брянский
Всего построено:2475
Род службы:Грузовой
Осевая формула:0-5-0
Длина:11424 мм
20443 мм - с тендером
Ширина:3100 мм
Высота:5212 мм
Служебный вес:85,6 т; позже - 81,5 т, 79,3 т
Порожний вес:75,6 т; позже - 71,5 т, 69,3 т
Диаметр движущих колес:1320 мм
Нагрузка от колесных пар:17,5 т
Давление пара в котле:12 кг/см²
Температура пара:350 °С
Поверхность нагрева котла:195,2 м²
Поверхность нагрева пароперегревателя:66 м²
Площадь колосниковой решётки:4,46 м²
Кол-во жаровых труб:32
Кол-во дымогарных труб:157
Диаметр цилиндров:650 мм
Ход поршня:700 мм
Мощность:1320 л.с.
Скорость:50 км/час; 65 км/час

Паровоз Эм:
  В 1930 г. паровоз Эу был модернизирован - повышено котловое давление с 12 до 14кг/см² при практически не изменившемся котле. Соответственно усилены основные детали движущего механизма, сцепные дышла стали прямоугольными, противовес третьей, движущей колесной пары стал значительно больше.
  Для увеличения сцепного веса вновь установлен питательный колпак и грязесборник, которые были отменены на последних паровозах Эу. Также вместо одного установили два главных воздушных тормозных резервуара.
  Первоначально вес паровоза составил 85,3 т с медной, 82,2 т - с железной топкой.
  В отличие от Эу, получивших индекс "у" к концу их выпуска, новым паровозам сразу присвоили серию Эм - "модернизированный".
  Паровозы Эм на разных заводах начали строить с 1931 и 1932 года. Новых цифровых серий не давали, продолжалась постройка паровозов Э и присваивание им текущих пятизначных номеров. В связи с этим 708-я и 709-я серии паровоза Э - наиболее запутанные из всех. Здесь перемешались паровозы Харьковского, Коломенского, Брянского и Луганского заводов, построенные в 1930, 1931 и 1932 годах, имеющие индексы как "у", так и "м", и разное число колпаков.
  В 1933 году вес паровозов дважды снижался - в связи с массовым внедрением в СССР электросварки - паровозы имели сварные котлы и множество других сварных деталей, и по команде НКПС - отменили установку питательного колпака, водоочистителя и грязесборника. Вес снизился с 82,2 до 78 т. Паровоз опять стал двухколпачковым и начала проявляться хроническая склонность к буксованию.
  С 1934 года Луганский, Харьковский и Брянский заводы снова выпускают трехколпачковые паровозы, увеличив вес до 82 т. Сормовский завод не изменил конструкцию и его последним паровозом был Эм736-16 (декабрь 1934 г.). В конце 1935 года и Харьковский завод выпустил свой последний для НКПС паровоз серии Эм741-51. В том же году прекратили выпуск Брянский и Луганский заводы.
  В 1933-1935 годах около 280 паровозов серии Эм было изготовлено для промышленности (большинство Харьковским заводом).
  В сравнении с паровозом Эу паровоз Эм в реальных условиях оказался неэкономичен и "перецилиндрен", мощность при скорости 40 км/час снизилась с 1320 л.с. до 1250 л.с.
Годы постройки:1931-1935
Страна постройки:СССР
Завод изготовитель:Луганский, Харьковский, Сормовский и Брянский
Всего построено:2694
Род службы:Грузовой
Осевая формула:0-5-0
Длина:11424 мм
20443 мм - с тендером
Ширина:3100 мм
Высота:5212 мм
Служебный вес:85,3 т; 82,2 т
78 т (с 1933 г.)
Порожний вес:75,6 т; позже - 71,5 т, 69,3 т
Диаметр движущих колес:1320 мм
Нагрузка от колесных пар:17,88 т - 16,075 т
Давление пара в котле:14 кг/см²
Температура пара:350 °С
Поверхность нагрева котла:195,2 м²
Поверхность нагрева пароперегревателя:66 м²
Площадь колосниковой решётки:4,46 м²
Кол-во жаровых труб:32
Кол-во дымогарных труб:157
Диаметр цилиндров:650 мм
Ход поршня:700 мм
Мощность:1250 л.с.
Скорость:65 км/час

Паровоз Эр:
  Чтобы скомпенсировать уменьшение веса на паровозах Эм, был разработан проект переделки путём удиннения топки и рамы. Паровозом присвоили серию Эр - "реконструированный". Обозначались они по прежней пятизначной системе 1925 года.
  Только один паровоз был переделан из Эм723-12 (конец 1933 года, Муромский завод). С декабря 1934 началось их производство на Луганском и Брянском заводах. Первыми паровозами были Эр733-87 и 733-88 Луганского завода. Внешне они были обычными Эм 1934-35 г.в., только с увеличенной длиной топки.
  Последними довоенными паровозами стали Эр743-79 (1935 г.в., Луганский) и Эр744-43 (1936 г.в., Брянский).
  В 1943-44 гг. на Коломенском заводе собрали 22 паровоза серии Эр. (Эр17-750-01 - Эр750-22). Довоенный проект был незначительно переработан, но внешний вид сильно изменился - котел имел один удлиненный колпак, передние лестницы выполнили наклонными, ограждение обходных мостков не сделали, только поручни вдоль котла, на будке установили большой световой фонарь. Хотя таких паровозов было выпущено немного, но они своим внешним видом предопредилили облик послевоенных Эр.
  Всего с 1942 по 1951 год было исключено из инвентаря или судьба неизвестна - 560 паровозов Э всех индексов.
  С 1946 по 1954 год на двух румынских заводах - "Решица" и "Малакса" было изготовлено в качестве компенсации за ущерб в войне 316 паровозов серии Эр, первый из них и первый послевоенный - Эр760-01.
  С 1947 по 1956 год венгерский завод МАВАГ построил 1345 паровозов, сначала в качестве репараций, а потом - по заказу. Первыми были Эр766-09 и 766-10, среди них также был с наибольшим номером - Эр799-99 (1954 г.в.).
  С 1949 по 1952 год 360 паровозов построили три чехословацких завода - ЧКД, "Шкода" и завод имени Готвальда.
  С 1949 по 1957 год польский "Завод Цегельского" в Познани поставил 917 паровозов. Первым был Эр785-01, последний - Эр794-08 (или Эр794-26). С 1955 года с паровоза Эр792-20 велись поставки в промышленность.
Годы постройки:1933-1936, 1943-1944, 1946-1957
Страна постройки:СССР, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Польша
Завод изготовитель:Луганский, Брянский и Коломакский,
Решица, Малакс, Маваг, ЧКД, Шкода, Цегельского
Всего построено:3266
Род службы:Грузовой
Осевая формула:0-5-0
Длина:12028 мм
21943 мм - с тендером
Ширина:3157 мм
Высота:5079,5 мм
Служебный вес:83,3 - 85 т
Порожний вес:75,6 т; позже - 71,5 т, 69,3 т
Диаметр движущих колес:1320 мм
Нагрузка от колесных пар:16,7 т
Давление пара в котле:14 кг/см²
Температура пара:350 °С
Поверхность нагрева котла:200 м²
Поверхность нагрева пароперегревателя:66 м²
Площадь колосниковой решётки:5,09 м²
Кол-во жаровых труб:32, позже 40
Кол-во дымогарных труб:157
Диаметр цилиндров:650 мм
Ход поршня:700 мм
Мощность:1370 л.с.
Скорость:65 км/час

  Паровозам серии Э было суждено завершить грузовое паровозостроение для СССР.
  Всего с 1912 по 1957 год построено 10853 паровозов серии Э всех индексов и модификаций, что является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.


  Литература: Макаров Л.Л. "Паровозы серии Э: Фотоальбом" — М.: Железнодорожное Дело, 2004.— 288 с.

Более подробно смотрите на:
http://ru.wikipedia.org/
http://trainpix.org/ (о серии Э, Эг, Эм, Эу)
http://trainpix.org/ (о серии Эр)
http://scado.narod.ru/
http://scaletrainsclub.com/ (о серии Э)
http://scaletrainsclub.com/ (о серии Эу)
http://scaletrainsclub.com/ (о серии Эм)
http://scaletrainsclub.com/ (о серии Эр)
http://railway.in.ua/ (чертежи)
http://150let.rw.by/ (о серии Эу)
http://www.otrip.ru/
http://www.yaplakal.com/

Hosted by uCoz