"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
|
§1. Виды локомотивов
Локомотивом называется движущаяся по рельсовому пути транспортная машина, предназначенная для передвижения поездов и вагонов.
В зависимости от рода силовой установки локомотивы разделяются на три основных вида: паровозы, имеющие паровую машину, тепловозы, снабжённые двигателем внутреннего сгорания, и электровозы, приводимые в движение электрическими двигателями, которые получают электроэнергию от электростанций через контактные провода.
Каждый из этих локомотивов может обслуживать пассажирские или грузовые поезда, а также выполнять маневровую работу.
В зависимости от этого локомотивы подразделяются по роду работы на пассажирские, грузовые и маневровые.
К локомотивам относятся также мотовозы и самодвижущиеся вагоны (моторные вагоны электропоездов и дизельпоездов и автомотрисы).
Паровоз представляет собой локомотив с независимой паросиловой установкой, состоящей из котла и поршневой паровой машины. Эта установка преобразует тепловую энергию топлива в механическую работу движущих колёс посредством рабочего тела - водяного пара.
Тепловоз работает на жидком топливе (соляровом масле, получаемом из нефти). Преимущество тепловоза заключается в том, что по расходу топлива он является более экономичным локомотивом, чем паровоз, может работать в маловодных местностях, так как потребляет весьма незначительное количество воды (лишь для охлаждения двигателя) и может совершать большие пробеги без набора воды и топлива.
Электровоз также более экономичен, чем паровоз, может делать большие безостановочные пробеги, совершенно не требуя снабжения топливом и водой. Однако для эксплуатации электровозов необходимо иметь мощные электростанции и дополнительные устройства в виде контактной сети и тяговых электроподстанций.
Проводились испытания газогенераторных тепловозов, работающих на смешанном (жидком и газообразном) топливе. Газогенераторная установка вырабатывает из каменного угля газ, который в смеси с жидким топливом сжигается в двигателе внутреннего сгорания. Применение газа значительно сокращает расход жидкого топлива.
Велась также разработка проекта нового вида локомотива - газотурбовоза, экономичность которого выше, чем паровоза. Первичным двигателем газотурбовоза является газовая турбина, приводимая в движение сжатым и нагретым газом, который получается в результате сжигания тяжёлого жидкого топлива (мазута). Предполагалось использовать на газотурбовозе также и твёрдое топливо. Но с появлением тепловозов их совершенствование и эксплуатация стали нецелесообразными.
См. также: ...
→ §2. Развитие паровозостроения
→ §3. Схема устройства и процес работы паровоза
→ §4. Классификация паровозов
→ §5. Основные серии паровозов железных дорог СССР
Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. - М.: ГТЖДИ, 1955
Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|