"ФОТОМАГИСТРАЛЬ"
©2002-2011 А.В.Калиниченко Все права защищены. Использование мариалов с сайта только с разрешения автора.
|
Главная → Техсправка → О паровозах → Классификация паровозов §4. Классификация паровозов
Паровозы различаются по ширине железнодорожной колеи, размещению запасов воды и топлива, числу и расположению осей (осевой формуле), числу цилиндров, системе паровых машин, сцепному весу (приходящемуся на движущие оси), мощности и ряду других признаков. По ширине колеи паровозы делятся на ширококолейные (расстояние между головками рельсов 1 524 мм) и узкоколейные. По размещению запасов воды и топлива паровозы подразделяются на тендерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо расположены на самом паровозе.
Паровозы имеют движущие (сцепные), а также бегунковые и поддерживающие оси. В зависимости от количества движущих, бегунковых и поддерживающих осей, т. е. по осевой формуле, паровозы разделяются на типы. Так, например, паровоз серии СУ, имеющий одну бегунковую ось, три движущих и одну поддерживающую ось, обозначается цифрами 1-3-1, которые характеризуют его тип, или осевую формулу. Паровоз серии Э с пятью движущими осями, не имеющий бегунковых и поддерживающих осей, относится к типу 0-5-0; паровоз серии ИС с четырьмя движущими, одной бегунковой и двумя поддерживающими осями обозначается 1-4-2. Партия построенных одинаковых паровозов называется серией. Для различия отдельных серий паровозов у нас принято присваивать им буквенные обозначения русского алфавита. Буквенные обозначения обычно даются по наименованию завода, разработавшего данный паровоз, по имени конструктора, спроектировавшего его, а иногда серию паровоза обозначают свободной буквой алфавита. Например, паровоз серии С разработан Сормовским заводом, паровоз серии К - Коломенским заводом, паровоз серии Б - Брянским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его конструктора - Лебедянского. Серия модернизированного паровоза Л типа 1-5-1 обозначена двумя буквами ЛВ (Л Ворошиловградский). Трём сериям паровозов, построенным в советское время, присвоены обозначения из двух букв по имени и фамилии руководителей партии и правительства СССР: ИС - Иосиф Сталин, ФД - Феликс Дзержинский, СО - Серго Орджоникидзе. На некоторых паровозах изменение конструкции отмечено цифрой, поставленной рядом с серией и обозначающей нагрузку от движущей оси на рельс в тоннах, например: ФД20 - нагрузка от оси на рельс 20 т, ФД21 - нагрузка 21 т, СО17, СО18 или СО19 - с соответствующими этим цифрам нагрузками от оси на рельс. См. также: Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. - М.: ГТЖДИ, 1955 Если у Вас есть фотографии, рисунки или материалы о железных дорогах и Вы хотите поделится ими для размещения на сайте, то присылайте их на e-mail: ukrtrains@narod.ru
|